Решение 10. “Не быть нормальным”

LR20170921_PennRetroMovies

“Нет нормальных, есть недообследованные”.

Продолжим разговор про родительские послания и ранние детские решения, и сегодня говорим о решении “Не быть нормальным”.

В книге “Психотерапия нового решения” оно идет отдельным пунктом. Кстати, если не читали, очень рекомендую эту книгу к прочтению. Авторы Роберт Гулдинг и Мэри Гулдинг. Я читала несколько раз.

Признаки этого решения:

  • Человек, у которого есть это решение, чувствует себя странно и ведет себя странно.
  • Может сомневаться в своей нормальности, бояться сойти с ума
  • Иногда или часто ощущает себя ненормальным, странным и не таким как все
  • Часто говорит о себе «я ненормальный»
  • Совершает странные поступки, необъяснимые с рациональной точки зрения
  • Привлекает к себе внимание странными действиями
  • Может испытывать желание шокировать, эпатировать окружающих (поведением или одеждой) – не быть как все, и регулярно это показывать
  • Может стремиться постоянно быть не как все (причем не только на стадии подросткового бунта, а во взрослом возрасте тоже)

У этого послания есть 2 аспекта:

  • Быть не таким как все (социальная норма)
  • Быть/выглядеть ненормальным в плане психической нормы

Пример из жизни: :

Одна моя знакомая всю жизнь проработала массовиком-затейником, с детьми. Она любила развлекать детей, и на праздниках, и просто тех детей, которых она встречала на улице. Однажды в троллейбусе она заметила, что на неё пристально и серьезно смотрит мальчик лет 5-ти, и чтобы мальчик улыбнулся, она заквакала как лягушка (она это умела, т.к. часто проводила детские утренники, её даже приглашали озвучивать мульфильмы).

Когда они с мужем отмечали золотую свадьбу, их приехала поздравить жена губернатора, чтобы вручить диплом и снять репортаж для телевидения. Она смутилась, ей показалось что поздравление от губернатора и всё это мероприятие слишком серьезно и напыщенно. Ей захотелось снять напряжение, и она залаяла на жену губернатора задорным веселым лаем. Все кто это видел и слышал, были в шоке и не знали как реагировать, поэтому решили проигнорировать и сделать вид, что ничего не произошло. По телевизору это показывать не стали, вырезали из репортажа.

Как это решение формируется в детстве:

  • Через слова: родители часто повторяют ребенку «Ты ненормальный», «Ты сумасшедший», «У всех дети нормальные, а ты – нет», «Ты сведешь нас с ума».
  • Через внимание: родители уделяют внимание ребенку, когда он ведет себя странно и не как все, и игнорируют когда ребенок ведет себя обычно.
  • Личным примером: Когда родители сами странно себя ведут. Или в случае если родители имеют психические заболевания.

Ребенок делает вывод, что он ненормальный. Или что быть таким как все — плохо, а быть не таким, странным, ненормальным — хорошо. Может начать использовать проявления «ненормальности» как способ получения внимания или как способ снять напряжение (см. пример выше)

ВАЖНО:

Норма тут понимается в широком смысле: как психическая норма, так и социальная норма, как принято в обществе.

Если человек чем-то отличается от нормы — это далеко не всегда означает что-то плохое. Творческие люди, великие художники и изобретатели тоже отличались от общепринятой нормы.

Что-то с этим делать стоит, когда послание и принятое решение доставляет определенные неудобства, прежде всего самому человеку – страхи, дискомфорт, сомнения, переживания.

И конечно, если есть предположения о психическом заболевании – то важно это проверить. И если заболевание диагностировано – то регулярно наблюдаться у врача и принимать назначенные медикаменты.

Пример:

Клиент, мужчина 40 лет, боялся сойти с ума. Причем, никаких объективных предпосылок к тому не было, каких-либо признаков психического нездоровья он не проявлял. Но он постоянно сомневался в своей нормальности, подозревал у себя психические заболевания.

Ему казалось, что если проблем в его жизни станет больше, то он точно не выдержит и сойдет с ума.

В ходе психотерапии он рассказал, что родители ему часто повторяли «ты ненормальный, ты сумасшедший», и он бессознательно с этим согласился. Кроме того, у него в роду действительно был человек, который действительно имел психические заболевания и периодически лежал в клинике. В семье о нём предпочитали никогда не говорить и делать вид что его не было.

.

Позитивный пример (мой)

Ребенок в любом случае делает выводы сам — это зависит от его врожденных особенностей, характера, предыдущего опыта. И если от двух родительских фигур поступают противоречивые послания — то для ребенка это может быть даже полезно.

Мой отец считал, что нельзя быть как все, не надо стремиться к норме, норма — это плохо. Он это и показывал своими действиями, и говорил об этом. В то же время бабушка наоборот говорила, что надо быть нормальной, вести себя нормально, поощряла проявления нормальности, чтобы как все, как у всех. Из чего я бессознательно сделала вывод, что норма — это очень растяжимое понятие, и можно и так, и эдак — в зависимости от того, как хочется самой.

.

Как это решение влияет на жизнь:

  • Страхи сойти с ума и сомнения в своей нормальности. Человек может даже внутри себя принять решение “Если дела пойдут совсем плохо, то я сойду с ума”. В транзактном анализе это называется “аварийный люк”.
  • Проблемы в отношениях с окружающими. Окружающие могут не воспринимать такого человека всерьез, не понимать когда он опять шутит и привлекает к себе внимание, а когда у него действительно проблемы и ему нужна помощь.
  • Человеку трудно вписаться в социум, найти своё место в обществе и чувствовать себя спокойно и комфортно. Может сочетаться с решениями “не принадлежать” или “не сближайся”.
  • Странное поведение и роль шута может стать для человека психической защитой, ширмой, маской – с помощью которой он скрывает себя настоящего, и всё дальше отдаляется от своих настоящих потребностей, чувств, желаний.

Что делать родителям:

  • Обращать внимание, какое поведение и какие проявления у ребенка Вы поощряете и награждаете своим вниманием.
  • Не говорить ребенку «ты ненормальный, ты сумасшедший» и подобных слов. Если эти слова так и рвутся наружу из Вас – то подумайте о своей собственной психотерапии.
  • Если в роду есть/были люди с психическими заболеваниями – то не нужно делать из этого семейный секрет и пытаться вычеркнуть этих людей из памяти. Важно признать этих людей и их место в роду.

Как помочь себе самостоятельно:

  • Подумать, что Вы получаете через проявление «ненормальности», какие свои потребности реализуете — это может быть внимание, значимость. Или снятие напряжение, разрядка обстановки. Или спрятаться за ролью шута как за маской, чтобы не показывать себя настоящего. Иногда люди с помощью «ненормального» поведения избегают чего-то неприятного, пытаются снизить требования к себе. «А что с него взять, он странный, он ненормальный».
  • Дальше Вы можете постепенно учиться реализовывать эти потребности другим способом, более подходящим для Вас сегодняшних.
  • Если у Вас есть страх сойти с ума, или сомнения в своей нормальности – то можно почитать о критериях психического здоровья, чтобы прояснить для себя эту тему. Или даже обратиться к профильному специалисту.

В психотерапии:

Есть люди, которые боятся обращаться к психологу, потому что думают “если я обратился за психологической помощью и прохожу психотерапию, то я ненормальный”.

Но на самом деле, разговорная психотерапия – это для психически здоровых людей, которые хотят сделать свою жизнь лучше, приятнее, интереснее через осознавание и проработку внутренних вопросов, которые не решены на данный момент и так или иначе осложняют жизнь.

Цель психотерапии — укрепить взрослую часть личности и больше укорениться в реальности, в здесь-и-сейчас.

.

P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ

Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.

Могу предложить 3 варианта:

1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.

2. Пойти в мой Клуб чтобы научиться лучше понимать себя и свою жизнь, помогать себе жить более осознанно, свободно и в мире с собой и другими.

В Клубе Вы получаете систему знаний, практических методик и мою поддержку – и шаг за шагом движетесь к большей целостности и контакту с собой.

3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.

Если условия, на которых работаю я, Вам не подходят, то ищите моих коллег-психологов, практикующих в модальности транзактный анализ, если хотите можете обратиться ко мне за рекомендацией.

Комментарии