Решение 12. “Не быть счастливым”

574e6f977fc71

“Не смейся много, потом будешь плакать”

Продолжаем разговор про родительские послания, и сегодня поговорим про двенадцатое – «не будь счастливым». На английском это послание звучит “Don’t enjoy”, т.е. не наслаждайся.

Такой человек не может чувствовать себя счастливым.

Признаки этого решения:

  • Даже если в жизни всё хорошо, и нет причин чувствовать себя несчастным — откуда-то изнутри идет это ощущение несчастливости.
  • Человек не испытывает счастья, хотя у него нет явных проблем, и в целом в жизни всё хорошо – в семье, с друзьями, на работе, в бизнесе и т.д.
  • Не позволяет себе радоваться — потому что потом придется плакать
  • Не позволяет себе быть счастливым, ожидает что если даже сейчас хорошо – скоро будет плохо
  • Убежден, что нельзя просто так чувствовать себя счастливыми , так не бывает
  • Удивляется «Как другие люди могут быть счастливыми? Наверное, они врут и на самом деле так же несчастны, как и я».
  • Депрессивные состояния, дисфория (пониженное настроение)
  • Бывает, что человек как будто “притягивает к себе несчастья” – чтобы вновь испытать стереотипное чувство «я несчастен».

Причем, это ощущение несчастливости никак не связано с жизненными событиями. Оно просто есть, как фон.

На уровне разума человек может понимать, что всё нормально, нет причин быть недовольным и несчастным. Наоборот, всё идет хорошо и есть причины быть довольным и счастливым. Но это не помогает ему чувствовать себя хорошо, потому что ощущение несчастливости идет из детской части, из бессознательного.

Важно: такие послания — это уровень глубинных жизненных установок.

Человек как правило не осознает, что у него это есть, ему не приходит в голову в этом сомневаться, как-то оспаривать или размышлять об этом.

Он может думать, что все люди себя так чувствуют, и невозможно чувствовать себя счастливым и радоваться жизни в этом мире.

Для человека просто мир так устроен, и всё. Потому что это так, и иначе не бывает. Читая об этом, можно увидеть себя со стороны и осознать это, узнать себя в описании.

Как передается и принимается послание «Не будь счастливым».

Как правило, оно передается от родителей, которые сами не умеют быть счастливыми.

Может быть родители сами находятся в депрессивном состоянии, или даже в многолетней депрессии. Они передают своё состояние личным примером.

Родители могут повторять ребенку:

  • «Нельзя быть счастливым в этом мире»,
  • «Не надо много радоваться, а то потом придётся много плакать»,
  • «Счастливыми могут быть только идиоты»
  • «Жизнь — это страдание и боль»
  • «Надо терпеть»
  • “Хорошенького понемножку”
  • “Надо заслужить”

и подобные высказывания.

Родители могут «поглаживать» ребенка за проявления несчастья, в те моменты когда он страдает – жалеть его, уделять ему больше внимания. Освобождать от каких-либо дел, потому что ребенок «и так уже страдает».

Если родители очень требовательные — то они могут смягчать требования только в случае если «ребенок уже страдает достаточно».

Послание может дополнительно укрепляться общественными и религиозными стереотипами о страданиях и несчастьях.

Ребенок делает вывод, что жизнь — это сложно, это несчастье и страдания

А кроме этого, страдания и несчастье – это способ заслужить внимание и любовь от родителей (или других взрослых, их заменяющих)

Ребенок буквально «учится на примере родителей» как нужно страдать и как чувствовать себя несчастным.

Может научиться получать от страданий определенную «выгоду» – получать внимание, одобрение, подтверждение значимости.

Пример из жизни (мой):

Я росла с депрессивным отцом, который в принципе не умел быть счастливым. Он любил повторять «Несчастный я человек». И уже тогда будучи ребенком я понимала зачем он это делает — чтобы получить внимание, чтобы мы начали его убеждать что всё не так уж плохо и мы его любим.

Послание «не будь счастливым» включилось у меня не сразу. Сначала я чувствовала себя достаточно счастливой и всё шло хорошо. Послание включилось позже, на фоне перегрузок на работе и жизненных сложностей.

Есть еще установка “счастье надо заслужить”. Просто так нельзя быть счастливым. Сначала надо хорошенько пострадать, чтобы только потом получить вознаграждение. Или наоборот, за незаслуженное счастье придется расплачиваться.

Передается и в семье, обычно так и говорят про “заслужить”. Плюс культуральные “легенды и мифы” – сказки, книги, фильмы, о том как герои страдали, чтобы в конце получить вознаграждение – кусочек счастья.

Но обычно семейное имеет приоритет. Если в семье “не выдали” – то культуральное не ляжет, человек его отвергнет.

Пример 2. Важно быть недовольной

(с разрешения клиентки)

У клиентки возникало хроническое стереотипное чувство недовольства. Недовольна мужем, недовольна ситуацией на работе, недовольна детьми, и собой тоже недовольна. Хотя объективно, причин для постоянного недовольства не было, по её мнению (на уровне разума).

Выяснилось, что это чувство она “скопировала” у своих родителей, которые считали что нельзя быть довольными, нельзя расслабляться. Старшие родственники считали так же, это было их семейной установкой.

В терапии она поняла и почувствовала, что она не обязана чувствовать себя так же как родственники, и разрешила себе быть счастливой и довольной.

.

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания

  • Проработать это послание у себя — чтобы не передавать его детям
  • Обращать внимание на свои слова, не говорить детям о том что всё плохо, нет причин для счастья и подобного
  • Обращать внимание, за что Вы вознаграждаете детей вниманием. Вознаграждать за страдания и несчастье, и не обращать внимание когда дети счастливы и радостны — это будет формировать послание «не будь счастливым».

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не будь счастливым».

В книге Р.. и М. Гулдингов “Терапия нового решения” есть история про девушку, которая чувствовала себя несчастной, и терапевт попросила её рассказать о том как прошел тот же самый день как если бы она была счастлива.

Это упражнение хорошо работает— помогает осознать что человек сам создает для себя такой фон несчастья, и сделать другой выбор.

Разрешать себе быть счастливыми, просто радоваться. Послание «не будь счастливым» может сочетаться с «не будь ребенком».

Можно подумать какие «выгоды» Вы получаете от своего ощущения несчастья — и учиться получать это другим способом.

В терапии:

Здесь важно понять, у кого человек научился быть несчастным. Как правило это родители, или другие значимые родственники.

Дальше цель терапии — изменить это решение, принять новое решение, что можно быть счастливым, разрешить это себе. На это может потребоваться время, потому что старое решение быть несчастным стало привычкой и частью жизненного сценария.

.

P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ

Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.

Могу предложить 3 варианта:

1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.

2. Пойти в мой Клуб чтобы научиться лучше понимать себя и свою жизнь, помогать себе жить более осознанно, свободно и в мире с собой и другими.

В Клубе Вы получаете систему знаний, практических методик и мою поддержку – и шаг за шагом движетесь к большей целостности и контакту с собой.

3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.

Если условия, на которых работаю я, Вам не подходят, то ищите моих коллег-психологов, практикующих в модальности транзактный анализ, если хотите можете обратиться ко мне за рекомендацией.


Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик

Комментарии