Послания и решения о деньгах

Dengi-v-podarok-2

Эта статья — в дополнение к циклу про родительские послания.
Тема возникла из послания «Не достигай успеха», как его частный случай.  Хотя, здесь может быть “замешано” не только одно это послание.
Послания “не будь значимым”, “не будь собой”, “не живи” – также очень влияют.

Сегодня речь пойдет об установках, которые человек выносит из родительской семьи применительно к деньгам. Иначе говоря — о посланиях, которые он принимает как решения, и потом воплощает в своей жизни.

Здесь нет какой-то общей формулировки, такой как «не имей денег», «не будь достойным денег» или «не заработай денег».

Суть в том что у человека те или иные проблемы с деньгами.

Например:

  • Человек не может заработать достаточно денег
  • Недоволен тем количеством денег которые у него есть
  • Не получает удовольствия от денег
  • Боится тратить деньги на что-то приятное
  • Не чувствует себя достойным денег
  • Боится получать деньги
  • Боится озвучивать стоимость своего труда
  • Испытывает различные тревоги и страхи по денежной теме

Установки о деньгах чаще всего выносятся из родительской семьи:

  • Можно ли заработать деньги или нельзя (нельзя, если можно — то сложно и тяжело)
  • Сколько можно заработать денег (совсем немного)
  • Как можно зарабатывать деньги (только тяжелым трудом)
  • Что такое деньги (проблемы, неприятности и риск)
  • Кто такой богатый человек (вор, мошенник, негодяй)
  • Достоин ли я денег (конечно нет)
  • Как можно распоряжаться деньгами (хранить, копить, беречь)
  • На что тратить деньги а на что не тратить (только по делу, на удовольствия нельзя)
  • Имею ли право тратить деньги себя (конечно нет, ведь можно обойтись без этого)
  • Деньги опасны (нападут и отнимут так или иначе)
  • Заработал деньги — потерял отношения
  • Заработал деньги — стал всем обязан
  • За свой труд деньги брать нельзя, а если можно, то совсем немного
  • Стыдно называть цену за свою работу, особенно хорошую цену

Как передаются эти установки:

  • Через отношение родителей к ребенку, как они реагируют на его проявления и на его амбиции
  • Через личный пример родителей – как они сами обращаются с деньгами
  • Через слова, большая часть этих установок проговаривается вслух

Ребенок делает вывод, что деньги — это проблемы. Заработать их нельзя. Если заработал — рискуешь потерять отношения с близкими. Если тратить — то только на полезное. И вообще лучше держаться от денег подальше. Называть цену за свой труд стыдно. И вообще хотеть денег — стыдно. Денег нет и не будет.

Таким образом, ребенок формирует для себя (чаще бессознательно)

  • Установки, убеждения — определенное отношение к деньгам, к процессу их зарабатывания, к тем кто их зарабатывает. И к себе самому в контексте денег (могу ли, достоин ли)
  • Жизненные стратегии — как взаимодействовать с деньгами. Способы, знания, умения, навыки — как поступали в родительской семье.

Пример 1. “Денег нет и не будет”
Один мой знакомый, владелец небольшого бизнеса (привожу пример с его разрешения) часто жаловался что нет денег. Поехать в отпуск — не на что. Машину обновить — не на что.
Когда я ему говорю «а почему ты не рассматриваешь вариант заработать на это?» – то видно, что у него случается замешательство.
«Заработать? Как это?? Есть определенный денежный порог, через него не перешагнуть. Выше головы не прыгнуть. Как есть — так и будет, сделать я с этим ничего не могу»  (это собирательная фраза, из кусочков паззла, мы не раз с ним это обсуждали)
Эта установка пришла из родительской семьи, где постоянно не было денег. А вариант «заработать», если и случался, то совсем немного.
Плюс к этому, человеку не понятно на уровне жизненных стратегий — что конкретно делать.

Пример 2. “Не жили богато, нечего и начинать”
Другая моя знакомая, она фрилансер, берет частные заказы у клиентов. И один работодатель на фоне кризиса предложил повысить ей оплату (пересчитать по курсу рубля).
Вместо того, чтобы с радостью согласиться — она начала отказываться. Нет, вы и так мне много платите, это лишнее, сейчас время тяжелое.
Здесь можно говорить о том, что она не чувствует себя достойной бОльших денег чем сейчас, не воспринимает своё время и свой труд как ценность.

Пример 3. “Если я заработаю — все будут просить у меня взаймы”
Моя клиентка (пример с её разрешения) начала свой бизнес. И когда мы работали с темой денег, вышли на страх «если я буду зарабатывать больше, то все родственники начнут просить у меня взаймы, а я не смогу им отказать». И она бессознательно блокировала развитие бизнеса, чтобы не оказаться в этой затруднительной ситуации.

Отношение к деньгам во многом обусловлено социалистическим прошлым:

  • Отношение к частным предпринимателям при социализме
  • Вполне реальный денежный потолок, выше которого не подняться простому человеку
  • Кризисы и потери (когда деньги массово сгорали в банках, инфляция, деноминация)
  • Привычка надеяться на внешние силы, а не на свою активность

На сегодняшний день реальная ситуация уже поменялась, и есть намного больше возможностей по части зарабатывания денег. Но старые установки и запреты зачастую продолжают действовать.

Что делать родителям:
Обратить внимание на своё собственное отношение к деньгам
Замечать, что вы поощряете в ребенке (инициативу, предприимчивость)
Поощрять желание подростка работать, подрабатывать — если есть такая возможность.

Что можно делать самостоятельно.

  • Общаться с людьми, чье отношение к деньгам Вам нравится – чтобы впитывать их установки о деньгах
  • Посмотреть на свою семью — от кого Вы могли взять то отношение к деньгам, которое Вам мешает
  • Сформулировать для себя новые установки о деньгах, и закреплять их в действиях, на практике (здесь придется пройти через собственное сопротивление, это не всегда будет легко).

Например:
– Потратить деньги на что-нибудь приятное и бесполезное
– Озвучить более высокую стоимость своей работы
– Отказать человеку, который в очередной раз просит взаймы, при этом стараться не оправдываться

В терапии:

  • Работать с посланиями
    «не будь значимым» – я не достоин денег
    «не будь собой» – со мной всё не так, мне надо сначала почти всё в себе исправить, чтобы были деньги
    «не добейся успеха» – деньги это риск и опасность, их надо избегать
    «не будь ребенком» – позволять себе тратить деньги на удовольствия
    «не взрослей» – учиться быть ответственными, принимать решения
  • Выстроить собственную ценность — я ценен, я достоин денег, мой труд достоин оплаты
  • Укрепить границы, чтобы не чувствовать себя всем обязанным
  • Научиться справляться со страхами и тревогами по-поводу денег
  • Проработать ситуации по теме денег, если такие есть — потери денег, неприятности из-за денег
  • Если хочется повышения дохода — то найти для себя смыслы, зачем и для чего это нужно, что поменяется в самих себе, что поменяется в жизни.
  • Сформулировать и закрепить новые установки и убеждения по теме денег
  • Сформировать для себя новые жизненные стратегии по обращению с деньгами — что и как конкретно делать.

.

P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ

Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.

Могу предложить 3 варианта:

1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.

2. В Клубе сейчас идет курс “Эмоции и чувства”. Цель научиться понимать свои эмоции и чувства, перестать с ними бороться и превратить их в источник яркости жизни и личной силы. Прочитать подробнее о Клубе и записаться можно тут

3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.


Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик

Комментарии