“Свой среди чужих, чужой среди своих”
Продолжим разговор про родительские послания и ранние детские решения, и сегодня говорим о решении “Не принадлежать”.
Признаки этого решения:
Человек, у которого есть это решение, везде ощущает себя чужим: в своей стране, в рабочем коллективе, в своей семье, со своими друзьями.
- Чувствует, что он как «белая ворона», которая не может найти своих
- Держится отстраненно, в сторонке. Редко участвует в общих обсуждениях и общении
- Трудно вписывается в коллектив, чувствует себя чужим, посторонним
- Человеку тяжело образовать “мы” с какой-либо группой или сообществом.
- Тяжело принимать поддержку от людей, ведь эти люди для него чужие, не свои.
- Человек либо противопоставляет себя группе, либо стоит в стороне .
Пример из жизни:
Клиентке (назовем её Ольга) в детстве говорили, что все люди — неумные, не нужно с ними стремиться общаться и обращать на них внимание. Она регулярно слышала это от отца (который и сам не смог вписаться ни в один коллектив и всё время держался в стороне от людей).
Проблемы с коллективом начались у неё еще с детского сада, где она чувствовала себя чужой в группе детей, и ни с кем не смогла подружиться. Это продолжилось и в школе – отношения с одноклассниками не заладились, её не любили (хотя травли не было). Более-менее вписаться в коллектив ей удалось только в ВУЗе, но и там у неё было немного друзей. Она обычно держалась отстраненно и не общалась близко почти ни с кем.
Ольга закончила ВУЗ и вышла на работу. Но на первой работе у неё не сложился контакт с коллегами, и ей пришлось уволиться. На второй работе к её удивлению коллеги оказались примерно такими же, как на предыдущей. Она говорила “я жила с ощущением, что меня всю жизнь окружают неправильные люди”.
Ощущение «неправильных людей» стало проходить у Ольги только после терапии, когда она осознала и проработала у себя это решение.
Как решение “не принадлежать” влияет на жизнь:
- Хорошо умеет быть один, но испытывает сложности быть с кем-то вместе
- Человека действительно не принимают во многих коллективах, могут даже начать выживать из коллектива, в некоторых случаях
- В детском коллективе такой ребенок может быть изгоем. Дети считывают интуитивно это послание и давят “чужака”.
- Со временем может организовать свою группу и стать лидером. Но и там может чувствовать себя чужим
- Человек постоянно хочет сбежать, переехать, уйти: сменить место жительства, место работы, род деятельности, круг общения. Ищет другое место, где ему должно быть лучше чем здесь
- Может обвинять окружающих и страну в том, что у него что-то не получается в жизни так, как ему хотелось бы. Были бы другие люди, была бы другая страна — получилось бы.
Парадокс в том, что сколько бы человек ни бегал, он всё равно везде будет чувствовать себя чужим. Нигде не находит своё и своих. И эти попытки бегать приводят только к тому, что он еще больше укрепляется в решении «не принадлежать»
У решения “не принадлежать” есть 2 аспекта:
1. Люди — коллектив, группа людей. Чувствовать себя чужим в определенной группе людей, не найти своих.
2. Места — страна, город. Чувствовать себя чужим в определенном месте, и не найти место где хорошо
Может быть и то и другое одновременно
Пример из жизни:
Я была знакома с человеком, который постоянно ругал свою страну. И страну, и народ — обвиняет в том, что они неправильные, не такие как надо. С детства также часто слышал от отца, что страна плохая и в ней живут одни «нехорошие люди». Его родители тоже часто говорили такое, о стране, о людях в ней. И это передалось их сыну. Во взрослом возрасте он эмигрировал в другую страну, и я какое-то время поддерживала с ним связь. Сначала на новом месте ему всё нравилось, но потом снова стало “всё не так, страна не та, народ не такой”.
Как это решение формируется в детстве:
- Решение передается родителями, которые сами нигде и ни с кем не чувствуют себя своими: и через их слова, и через их личный пример.
- Например, родители часто говорят: «Вот здесь, где мы – плохо, а вот там – хорошо». Плохая страна, плохой город, плохая работа— по мнению родителей всё не так.
- Ребенок может принять это послание, если семья часто переезжает с места на место – ребенок делает вывод, что он здесь ненадолго. Нет смысла привыкать к этому месту, к людям — всё равно скоро переезжать.
- Родители могут говорить плохое про окружающих людей: «99 процентов людей – нехорошие». (Тут как правило употребляются более крепкие выражения)
- Про одноклассников, про детей из двора, про любую другую группу людей — не такие люди вокруг. Должны быть какие-то другие люди, а эти неправильные.
- Ребенок может усвоить, что люди не такие как надо, и будет чувствовать себя чужим среди них.
- Родители могут говорить “Плохо быть как все”. Послание можете передаваться через семейный миф “Мы не такие как все”.
Ребенок делает вывод, что здесь плохо — а там хорошо. Здесь люди неправильные — а там правильные. Надо всё время искать где лучше, что-то другое, новое. А тут где сейчас – плохо. И место не такое, и люди не такие.
Окружающие люди могут бессознательно считывать эту установку, что человек чувствует себя каким-то не таким. И действительно относиться к нему как к «странному, не такому», что еще больше укрепляет установку.
Еще варианты этого решения:
Ребенок может принять решение “не принадлежать”, если в детстве его часто передают с рук на руки, он живет то у одних родственников, то у других, и не чувствует что у него есть постоянное место пребывания.
Если ребенок долго не ходит в сад, потому что “не садовский”. А потом приходит в сад и не вписывается в сложившийся коллектив. У ребенка формируется и закрепляется понимание, что я не такой как они. Он чувствует, что есть они и есть я, отдельно не принадлежащий к группе, чужой.
ВАЖНО: У ребенка как правило есть потребность принадлежать к группе, чувствовать себя своим. И он на уровне сознания может сопротивляться посланию «не принадлежать». Но послание закрепляется в бессознательном за счет многократного повторения со стороны родителей, «капля камень точит» .
Нет ничего плохого, в том чтобы быть не как все, быть независимым, самостоятельным. Хорошо если у человека есть выбор, гибкость – и он может быть частью группы, быть “мы” с кем-либо – и в то же время чувствовать себя отдельным от группы, собой.
Что делать родителям:
- Проработать это решение у себя — чтобы не передавать его детям
- Обращать внимание на свои слова, стараться не говорить что тут всё плохо, а где-то там где нас нет “всё хорошо”
- Не говорить плохое про окружающих людей — что все плохие, все неправильные и не такие.
Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть решение «не принадлежать».
Постепенно учиться находить своих, приобретать новый опыт быть “мы” с кем-то. Можно начать с группы, где это будет сделать легче всего. Например, с группы единомышленников по интересам. Потом этот опыт можно будет распространить и на другие сферы жизни, если захочется.
Укреплять установку «Я — ОК, Ты — ОК, Мир – ОК»
В психотерапии:
Психотерапия это новый опыт совместности и близкого эмоционального контакта. Решение “не принадлежать” прорабатывается в том числе и за счет терапевтического альянса, когда клиент находится в терапевтических отношениях с психологом, где он чувствует себя принятым и ОКей.
Можно работать как с конкретными ситуациями, где ребенок принял решение “не принадлежать, быть чужим”, так и в целом с обстановкой детства, в которой ребенок рос и научился чувствовать себя посторонним.
.
P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ
Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.
Могу предложить 3 варианта:
1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.
2. Пойти в мой Клуб чтобы научиться лучше понимать себя и свою жизнь, помогать себе жить более осознанно, свободно и в мире с собой и другими.
В Клубе Вы получаете систему знаний, практических методик и мою поддержку – и шаг за шагом движетесь к большей целостности и контакту с собой.
3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.
Если условия, на которых работаю я, Вам не подходят, то ищите моих коллег-психологов, практикующих в модальности транзактный анализ, если хотите можете обратиться ко мне за рекомендацией.