Решение 11. “Не принадлежать”

maxresdefault

“Свой среди чужих, чужой среди своих”

Продолжим разговор про родительские послания и ранние детские решения, и сегодня говорим о решении “Не принадлежать”.

Признаки этого решения:

Человек, у которого есть это решение, везде ощущает себя чужим: в своей стране, в рабочем коллективе, в своей семье, со своими друзьями.

  • Чувствует, что он как «белая ворона», которая не может найти своих
  • Держится отстраненно, в сторонке. Редко участвует в общих обсуждениях и общении
  • Трудно вписывается в коллектив, чувствует себя чужим, посторонним
  • Человеку тяжело образовать “мы” с какой-либо группой или сообществом.
  • Тяжело принимать поддержку от людей, ведь эти люди для него чужие, не свои.
  • Человек либо противопоставляет себя группе, либо стоит в стороне .

Пример из жизни:

Клиентке (назовем её Ольга) в детстве говорили, что все люди — неумные, не нужно с ними стремиться общаться и обращать на них внимание. Она регулярно слышала это от отца (который и сам не смог вписаться ни в один коллектив и всё время держался в стороне от людей).

Проблемы с коллективом начались у неё еще с детского сада, где она чувствовала себя чужой в группе детей, и ни с кем не смогла подружиться. Это продолжилось и в школе – отношения с одноклассниками не заладились, её не любили (хотя травли не было). Более-менее вписаться в коллектив ей удалось только в ВУЗе, но и там у неё было немного друзей. Она обычно держалась отстраненно и не общалась близко почти ни с кем.

Ольга закончила ВУЗ и вышла на работу. Но на первой работе у неё не сложился контакт с коллегами, и ей пришлось уволиться. На второй работе к её удивлению коллеги оказались примерно такими же, как на предыдущей. Она говорила “я жила с ощущением, что меня всю жизнь окружают неправильные люди”.

Ощущение «неправильных людей» стало проходить у Ольги только после терапии, когда она осознала и проработала у себя это решение.

Как решение “не принадлежать” влияет на жизнь:

  • Хорошо умеет быть один, но испытывает сложности быть с кем-то вместе
  • Человека действительно не принимают во многих коллективах, могут даже начать выживать из коллектива, в некоторых случаях
  • В детском коллективе такой ребенок может быть изгоем. Дети считывают интуитивно это послание и давят “чужака”.
  • Со временем может организовать свою группу и стать лидером. Но и там может чувствовать себя чужим
  • Человек постоянно хочет сбежать, переехать, уйти: сменить место жительства, место работы, род деятельности, круг общения. Ищет другое место, где ему должно быть лучше чем здесь
  • Может обвинять окружающих и страну в том, что у него что-то не получается в жизни так, как ему хотелось бы. Были бы другие люди, была бы другая страна — получилось бы.

Парадокс в том, что сколько бы человек ни бегал, он всё равно везде будет чувствовать себя чужим. Нигде не находит своё и своих. И эти попытки бегать приводят только к тому, что он еще больше укрепляется в решении «не принадлежать»

У решения “не принадлежать” есть 2 аспекта:

1. Люди — коллектив, группа людей. Чувствовать себя чужим в определенной группе людей, не найти своих.

2. Места — страна, город. Чувствовать себя чужим в определенном месте, и не найти место где хорошо

Может быть и то и другое одновременно

Пример из жизни:

Я была знакома с человеком, который постоянно ругал свою страну. И страну, и народ — обвиняет в том, что они неправильные, не такие как надо. С детства также часто слышал от отца, что страна плохая и в ней живут одни «нехорошие люди». Его родители тоже часто говорили такое, о стране, о людях в ней. И это передалось их сыну. Во взрослом возрасте он эмигрировал в другую страну, и я какое-то время поддерживала с ним связь. Сначала на новом месте ему всё нравилось, но потом снова стало “всё не так, страна не та, народ не такой”.

Как это решение формируется в детстве:

  • Решение передается родителями, которые сами нигде и ни с кем не чувствуют себя своими: и через их слова, и через их личный пример.
  • Например, родители часто говорят: «Вот здесь, где мы – плохо, а вот там – хорошо». Плохая страна, плохой город, плохая работа— по мнению родителей всё не так.
  • Ребенок может принять это послание, если семья часто переезжает с места на место – ребенок делает вывод, что он здесь ненадолго. Нет смысла привыкать к этому месту, к людям — всё равно скоро переезжать.
  • Родители могут говорить плохое про окружающих людей: «99 процентов людей – нехорошие». (Тут как правило употребляются более крепкие выражения)
  • Про одноклассников, про детей из двора, про любую другую группу людей — не такие люди вокруг. Должны быть какие-то другие люди, а эти неправильные.
  • Ребенок может усвоить, что люди не такие как надо, и будет чувствовать себя чужим среди них.
  • Родители могут говорить “Плохо быть как все”. Послание можете передаваться через семейный миф “Мы не такие как все”.

Ребенок делает вывод, что здесь плохо — а там хорошо. Здесь люди неправильные — а там правильные. Надо всё время искать где лучше, что-то другое, новое. А тут где сейчас – плохо. И место не такое, и люди не такие.

Окружающие люди могут бессознательно считывать эту установку, что человек чувствует себя каким-то не таким. И действительно относиться к нему как к «странному, не такому», что еще больше укрепляет установку.

Еще варианты этого решения:

Ребенок может принять решение “не принадлежать”, если в детстве его часто передают с рук на руки, он живет то у одних родственников, то у других, и не чувствует что у него есть постоянное место пребывания.

Если ребенок долго не ходит в сад, потому что “не садовский”. А потом приходит в сад и не вписывается в сложившийся коллектив. У ребенка формируется и закрепляется понимание, что я не такой как они. Он чувствует, что есть они и есть я, отдельно не принадлежащий к группе, чужой.

ВАЖНО: У ребенка как правило есть потребность принадлежать к группе, чувствовать себя своим. И он на уровне сознания может сопротивляться посланию «не принадлежать». Но послание закрепляется в бессознательном за счет многократного повторения со стороны родителей, «капля камень точит» .

Нет ничего плохого, в том чтобы быть не как все, быть независимым, самостоятельным. Хорошо если у человека есть выбор, гибкость – и он может быть частью группы, быть “мы” с кем-либо – и в то же время чувствовать себя отдельным от группы, собой.

Что делать родителям:

  • Проработать это решение у себя — чтобы не передавать его детям
  • Обращать внимание на свои слова, стараться не говорить что тут всё плохо, а где-то там где нас нет “всё хорошо”
  • Не говорить плохое про окружающих людей — что все плохие, все неправильные и не такие.

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть решение «не принадлежать».

Постепенно учиться находить своих, приобретать новый опыт быть “мы” с кем-то. Можно начать с группы, где это будет сделать легче всего. Например, с группы единомышленников по интересам. Потом этот опыт можно будет распространить и на другие сферы жизни, если захочется.

Укреплять установку «Я — ОК, Ты — ОК, Мир – ОК»

В психотерапии:

Психотерапия это новый опыт совместности и близкого эмоционального контакта. Решение “не принадлежать” прорабатывается в том числе и за счет терапевтического альянса, когда клиент находится в терапевтических отношениях с психологом, где он чувствует себя принятым и ОКей.

Можно работать как с конкретными ситуациями, где ребенок принял решение “не принадлежать, быть чужим”, так и в целом с обстановкой детства, в которой ребенок рос и научился чувствовать себя посторонним.

.

P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ

Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.

Могу предложить 3 варианта:

1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.

2. Пойти в мой Клуб чтобы научиться лучше понимать себя и свою жизнь, помогать себе жить более осознанно, свободно и в мире с собой и другими.

В Клубе Вы получаете систему знаний, практических методик и мою поддержку – и шаг за шагом движетесь к большей целостности и контакту с собой.

3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.

Если условия, на которых работаю я, Вам не подходят, то ищите моих коллег-психологов, практикующих в модальности транзактный анализ, если хотите можете обратиться ко мне за рекомендацией.

Комментарии