В 2015 эта серия моих статей про родительские послания вышла впервые, и её перепостили на множество разных сайтов по всему интернету. Сейчас пришло время её обновить – на новом уровне и с новым опытом (моей работы как психолога, моей личной психотерапии и моего дальнейшего обучения в методе Транзактный анализ).
Все эти статьи будут собраны в книгу, но сначала я решила опубликовать все главы на сайте и в соцсетях.
Почему сейчас?
1. Собственно, я давно собиралась это сделать. И главы почти дописаны. Я буду публиковать с первых глав, и заканчивать последние.
2. Те люди, кто сейчас в карантине/самоизоляции, смогут использовать это время и мои статьи, чтобы лучше понять себя и лучше разобраться в себе.
3. Сценарий жизни обостряется в кризис, и наверняка кто-то найдет ответы на актуальные именно сейчас вопросы и возьмет из этого пользу
Статьи будут выходить в соцсетях по средам и обновляться на сайте veronikakraynova.ru (там сейчас выложены старые версии).
Эти установки формируют основу, каркас для жизненного сценария.
Жизненный сценарий – это план жизни, который ребенок неосознанно формирует начиная от момента рождения. Этот план жизни в общих чертах готов к 7 годам, и дальше до 18-20 лет он уточняется и обрастает деталями. Реализация этого плана начинается после 18-21 года
Этот план жизни включает:
– Как относиться к себе, к другим людям и к миру
– Как ставить и достигать цели, можно или нельзя их ставить и достигать
– Как чувствовать себя, какие эмоции испытывать
– Какие отношения создавать с людьми, насколько близкими эти отношения будут
– К какому итогу прийти, как закончить жизнь
Можно выделить 15 главных родительских посланий:
1. Не делай
2. Не будь, не живи, не существуй
3. Не сближайся, не доверяй
4. Не будь значимым
5. Не будь ребенком
6. Не взрослей. не вырастай
7. Не достигай успеха
8. Не будь самим собой, не будь своего пола
9. Не будь здоровым
10. Не будь нормальным
11. Не принадлежи
12. Не будь счастливым, не наслаждайся
13. Не думай
14. Не чувствуй
15. Не отделяйся
Первоначально эту классификацию посланий составили американские психологи Боб и Мэри Гулдинг, ученики Эрика Берна. Они сыграли огромную роль в развитии транзактного анализа в мире.
По версии Гулдингов, этих решений было двенадцать. Но дальше эта классификация стала жить своей жизнью, и в разных источниках появлялись разные вариации этого списка. Когда я писала эту книгу, я просмотрела различные классификации, и в итоге выбрала 15 посланий, о которых пойдет речь.
Также напишу про деньги. Послания “Не имей денег” ни в одной классификации нет. Но я решила об этом написать, потому что в своей практике как психолога я часто слышу от клиентов запросы про денежную тему: как повысить уровень своего дохода, как научиться сохранять деньги (а не избавляться от них сразу же как они попали в руки), как меньше тревожиться о деньгах. Всё то, что будет в главе про деньги, я собрала из своей практики. И это актуально для постсоветского пространства (в других культурах, например в англоязычной, это может звучать и ощущаться совершенно иначе).
В этой книге мы подробно поговорим о каждом из этих основных посланий и о решениях, которые принимает ребёнок.
“Но почему мы говорим то о посланиях, то о решениях”? - спросит внимательный читатель.
Вот почему:
Родители транслируют ребенку те или иные установки. Но в итоге финальное решение ребенок принимает сам. На это влияют в том числе и индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и врожденные качества. В одной и той же ситуации два разных ребенка могут принять противоположные решения.
Эрик Берн, основатель направления транзактный анализ, в своей книге приводит пример с двумя братьями, которым мать говорила, что они оба «кончат в психушке». Один из них стал пациентом, другой психиатром.
О том, как ребенок принимает решения, мы будем говорить в следующих главах.
ВАЖНО: У нас нет идеи судить родителей за то, какие они плохие и как навредили своим детям. Идея книги в другом: восстановить ход событий, чтобы Вы могли лучше понять, как сформировался Ваш сценарий жизни и начать с этим что-то делать, проработать свой детский травмирующий опыт, принять новые решения и поменять сценарий своей жизни в желаемую сторону.
.
Вряд ли можно представить родителя, говорящего ребенку «Не будь здоровым», или «Не живи», если только родитель не психопат.
Родитель передает эти послания неосознанно.
Как правило, эти установки передаются невербально – т.е. не произносятся вслух. И сам родитель обычно не осознает, что он их передал.
Например:
Мать заботится о ребенке, когда он болеет, а когда ребенок здоров — почти не уделяет ему внимания (потому что работает на двух работах, чтобы обеспечить семью). Ребенок замечает, что когда он болеет, то получает маму рядом, а когда он здоров, то мамы рядом нет. Таким образом он получает послание “не будь здоровым” и принимает решение «я буду болеть, чтобы получить внимание и заботу».
Потребность в контакте, внимании и заботе – важнейшая для ребенка, и он находит “компромиссное решение”, каким образом достичь своей цели.
Или.
Отец критикует ребенка за любую оплошность, постоянно поправляет его и указывает на недостатки. Ребенок замечает, что его постоянно поправляют и делает вывод “я ничего не могу сделать нормально сам”. Таким образом он получает послание “не делай” и принимает решение “Я не буду ничего делать сам, чтобы избежать гнева в свой адрес и наказания”.
При этом ребенок не осознаёт в полной мере этот процесс, в котором есть и запрет от родителя, и детская потребность, и компромиссное решение этого конфликта.
Послания могут быть переданы через действия или бездействие родителей, через их мимику, через интонации голоса, а иногда и через истории, которые они рассказывают. Иначе говоря, через отношения, которые есть между ребенком и родителем.
- на что родители обращают внимание, и что игнорируют
- за что поощряют ребенка, и за что наказывают
- в каких случаях уделяют ребенку внимание и заботятся, а в каких случаях им не до ребенка
- какие эмоции и чувства испытывают и демонстрируют ребенку
- какие чувства и эмоции разрешают ребенку, а какие запрещают
- что показывают своим примером
- что рассказывают ребенку об обстоятельствах его появления на свет («миф о рождении»)
Поговорим про миф о рождении подробнее.
Миф о рождении:
Это семейная история, каким образом ребенок появился на свет. Ребенок может быть долгожданным и выстраданным. Или случайным, нежеланным. Или рожденным потому что так положено и всем нужно завести детей.
“Ты появился и ты посланник небес для меня, ты смысл моей жизни” – говорит родитель. Для ребенка это звучит почётно, приятно быть долгожданным и смыслом жизни. Но в этом же есть ловушка для ребенка, потому что таким образом родитель перекладывает на ребенка ответственность за своё счастье, свою жизнь и её смысл. Ребенок в этом случае может получить послание “не отделяйся”. И ему будет трудно вылететь из родительского гнезда, выстроить свою собственную жизнь и жить своими личными смыслами – потому что он должен наполнять и питать жизнь родителя.
“Я не хотела чтобы ты рождался, собиралась сделать аборт, но не получилось / было поздно делать аборт / меня отговорили”. Мать может рассказывать это, думая что показывает ребенку через какие трудности она прошла, чтобы его родить. Но в этом случае ребенок получит послание “не живи, не существуй” -потому что он нежеланен для матери и его хотели убить.
Кому-то из читателей может быть непонятно, зачем родители вообще такое рассказывают про несделанные аборты. Однако, практически во всех тех случаях, когда я работала с посланием «не живи» у клиентов, родственники так или иначе сообщали ребенку о том, что его не хотели (возможно, чтобы облегчить своё собственное внутреннее напряжение).
Но даже если родители это не произнесли вслух, ребенок на уровне тела чувствует, желанный он или нет. В любом случае, он изначально уже получил это послание в раннем возрасте — через поведение, эмоции и чувства родителей. Рассказ о его появлении на свет и о несделанном аборте с одной стороны причиняет еще больше боли, а с другой стороны объясняет всё то, что он чувствовал и ощущал раньше.
В каком возрасте передаются родительские послания и принимаются решения
Жизненный сценарий формируется от момента появления на свет и к 7-ми годам в общих чертах уже готов. Все те послания и решения, о которых мы говорим, передаются и принимаются в возрасте от рождения до 6-7 лет. Дальше эти установки еще больше и больше укрепляются, жизненный сценарий обрастает деталями и в возрасте 18-21 года начинает реализовываться.
Есть ли у ребенка выбор, брать эти установки или не брать?
И да, и нет. Это очень дискуссионный вопрос
С одной стороны, разные дети из одних и тех же событий могут сделать разные выводы. С другой стороны, ребенок растет в этой среде, и деться от этих посланий ему некуда, потому что они являются элементом среды и вся жизнь ими пропитана.
Маленький ребенок принимает решение, как именно воспринять то или иное родительское послание и какое сценарное решение принять:
Пример:
События: Родители уделяют ребенку внимание, когда он болеет. А когда он здоров – то пропадают на работе, потому что им нужно делать карьеру и обеспечивать семью.
Чувства и ощущения: ребенок чувствует себя одиноким и брошенным, когда он здоров. И ощущает теплый контакт с родителями, когда болеет. Первый раз это может получиться случайно, ребенок заболел (все дети иногда болеют) и отношение к нему поменялось. Но потом это повторяется раз за разом, и ребенок начинает улавливать закономерность.
Результатом этого становится сценарное решение: ребенок бессознательно всё это обобщает и понимает: “Когда я болею, то родители со мной. Значит, чтобы со мной были рядом, я буду болеть”. И таким образом ребенок принимает решение “Не быть здоровым”.
“Что же теперь, если ребенок один раз заболел, и я взяла больничный на работе – теперь у него будет решение “Не быть здоровым”? – спросит внимательный читатель.
Нет. Для того чтобы ребенок принял сценарное решение, обычно нужно множество таких ситуаций, нужно чтобы ребенок вырос в такой обстановке и это повторялось систематически, раз за разом.
.
“Сколько таких посланий и решений может быть у человека?”
По опыту своей работы и по личному опыту знаю, что у одного человека может быть больше половины этого списка. Так, у меня не было всего лишь нескольких пунктов, а большинство из них затронули меня в большей или меньшей степени.
Есть казалось бы взаимоисключающие послания, «Не взрослей» и «Не будь ребенком». Однако и они могут быть в одном человеке, и как вариант проявляться в разных сферах жизни: например в рабочих вопросах человек может вести себя согласно посланию «не будь ребенком», а в личных — согласно посланию «не взрослей».
Как правило есть 2-3 ключевых послания и решения, которые составляют основу сценария жизни. Психотерапевтическая работа строится во многом вокруг этих решений, потому что изменив их – можно поменять весь сценарий жизни. Такая внутренняя трансформация требует времени, для того чтобы сценарий жизни действительно поменялся, может понадобиться от года и до нескольких лет еженедельной работы с психологом.
Как узнать какие послания и решения из этого списка есть у Вас:
- Посмотреть на список, прочитать последующие главы, где я буду говорить подробно о каждом послании и решении, и описывать его проявления — и определить, что из описанного Вам откликается и похоже на ваши жизненные ситуации.
- Посмотреть на Вашу жизнь сегодня – в каких сферах жизни у Вас затруднения или сложности. И сопоставить, с какой установкой это может быть связано
- Прийти на консультацию и работать над этим вместе с психологом. Это самый надежный вариант, потому что эти установки живут в бессознательном и психолог имеет “специально настроенный слух”, чтобы их слышать и распознавать
В конце этой главы Вы найдете упражнение по самоисследованию и самодиагностике – чтобы лучше разобраться в себе, и понять какие решения Вы вынесли из детства и как это влияет на Вас сейчас.
Можно ли самостоятельно определить ВСЕ свои установки? К сожалению нет. Человек жил с ними фактически всю жизнь и настолько к ним привык, что ему сложно их заметить, распознать и тем более поставить под сомнение. Ему даже не приходит в голову, что может быть по-другому:
“Работать тяжело на нелюбимой работе – да все так живут, это нормально”, “Не проявлять свои чувства – да, только так и можно выжить в этом мире”. Когда человек так думает, это значит что он находится в своем жизненном сценарии, и привычно не видит других способов жить.
Поэтому, если Вы хотите глубже разобраться в своем жизненном сценарии и в своих установках, посланиях и решениях – то лучше это делать вместе со специалистом-психологом, который работает в подходе транзактный анализ. Психолог во-первых имеет профессиональные знания и опыт, а во-вторых не живет вместе с Вами в Вашем сценарии, а находится снаружи. Благодаря этому он сможет помочь Вам увидеть, как те или иные установки проявляются в Вашей жизни, и проработать их.
Можно ли эти установки поменять?
Да, можно. Как говорила моя первая преподаватель по транзактному анализу, «У взрослой личности всегда есть выбор».
Это непростой путь, потому что жизненный сценарий формировался и укреплялся годами. И изменить его быстро по щелчку пальца не получится.
В то же время это интересный путь, на котором Вы больше узнаете себя, разбираетесь в своем внутреннем мире и продвигаетесь к большей целостности.
И путь здесь такой:
- Осознать, какие послания и решения у Вас есть
- Понять, от кого и каким образом Вы их получили
- Прожить и проработать чувства, которые были заблокированы внутри, и на которых “держится” Ваш жизненный сценарий
- Принять новые решения, вместо старых деструктивных
- Закрепить новые решения чтобы не вернуться к старым шаблонам мыслей-чувств-действий и к старому сценарию жизни.
Полностью пройти этот путь можно в работе с психологом, а эта книга поможет сделать Вам первые шаги – лучше понять себя и разобраться в том, что происходит в Вашей жизни и в чем глубинные психологические причины этого. .
В следующих главах мы подробно поговорим о каждом послании и решении:
- Каким образом формируется каждое решение
- Как оно проявляется во взрослой жизни и на что влияют
- Как можно помочь себе самому, чтобы ослабить силу этого решения, и чем будет полезна работа с психологом.
*Все примеры, которые даны в этой книге, приводятся с разрешения клиентов. Имена и детали, по которым человека можно узнать, изменены в целях конфиденциальности.
А теперь обещанное упражнение от моего преподавателя и супервизора Тони Вайта (Tony White), которое называется “Bad Day at Black Rock” (Плохой день на черной скале).
УПРАЖНЕНИЕ ПО САМОДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
ВАЖНО: в этом упражнении я предложу Вам вспомнить тяжелую и стрессовую ситуацию из детства. Упражнение может всколыхнуть непрожитые чувства (боль, страх, гнев, печаль). Поэтому если Вы сейчас находитесь в нересурсном или психически неустойчивом состоянии – то не делайте его.
Если же решите сделать, то организуйте себе время и пространство для этого, и найдите способы позаботиться о себе и своём состоянии после упражнения.
Упражнение я давала 2 года назад на эфире по ссылке
Перемотайте на 30.00 (тридцать минут от начала), там начинается упражнение. Позже запишу отдельное видео только с упражнением, поменяю ссылку.
Если сделали упражнение, поделитесь в комментариях, какой опыт получили и что нового открыли о себе. И если хотите – задайте вопрос.
Статья с обсуждением в комментариях в сообществе ру_психолог находится по этой ссылке
Если у Вас есть вопросы, или Вы хотите записаться ко мне на консультацию, то в разделе Контакты сайта также есть полная информация, как со мной связаться.
Подробнее прочитать обо мне Вы можете в этом разделе сайта.
—
Вероника Крайнова,
Клинический психолог, транзактный аналитик