Решение 13. “Не думать”

Gandire

“Ты что, самый умный?”

Продолжаю серию про родительские послания и ранние детские решения. И сегодня поговорим о послании «Не думай»

Его нет в списке основных у Гулдингов в книге «Транзактный анализ. Психотерапия нового решения» Оно упоминается в книге дальше, в смешанных решениях о мыслях и чувствах. Это решение важное, и о нём тоже важно говорить.

Суть этого решения в том, что думать… не то чтоб совсем запрещено. Но лучше не надо.

Признаки решения «не думать»

  • Человек с таким посланием может считать себя глупым
  • ему бывает трудно сосредоточиться
  • он избегает обдумывания чего-либо
  • может откладывать обдумывание на потом, а потом сделать как попало
  • думать для человека — это напряжение, дискомфорт
  • он часто надеется на авось, что как-нибудь проскочит, лишь бы не вдумываться

Решение может проявляться в определенном жизненном контексте (сфере жизни)

В этом случае человек не хочет думать о сложной для себя теме, для него это трудно. Например, в отношениях или в вопросах здоровья.

Человек предпочитает об этом не думать, не замечать очевидного, не просчитывать последствия, даже если это лежит на поверхности. И наивно надеяться, что оно как-нибудь само…

Или не думать о ситуации в бизнесе, на работе, с деньгами. Думать сложно, поэтому не буду. Подожду, пока волшебным образом само разрешится.

Послание часто бывает по гендерному признаку, причем у обоих полов:

  • Девочке нельзя быть умной, нельзя быть умнее мальчиков.
  • Или наоборот — мальчику не надо быть умным и думать, надо быть сильным.

Как передается и принимается послание «Не думай».

Родители говорят словами или невербально транслируют, что думать не нужно.

Например, говорят:

  • «Не думай об этом» – имея в виду определенную тему
  • «Не думай так»
  • «Рано тебе еще думать (об этом)»
  • «Не забивай себе голову, я подумаю за тебя»
  • Или не принимают способ мышления ребенка, транслируя ему «Не думай так как ты думаешь, думай как я думаю»
  • Не отвечают на вопросы, которые задает ребенок из любознательности
  • Говорят что рано еще, мал еще
  • Показывают личным примером, что не надо думать о том как что-то разрешить. «А ладно. Не думай об этом».

И ребенок выбирает не думать, чтобы получить родительское одобрение, и не получить родительское отвержение

В основе любого послания как правило лежит страх — быть отвергнутым родителям, быть неугодным родителям, потерять контакт с родителями.

Если я не думаю — меня принимают, я хороший. Если я думаю — я неугодный я плохой.

Ребенок в меру своего детского понимания решает, что лучше не думать.

Потому что думать опасно, думать бесполезно, если думаешь — становится только хуже , или потому что все равно я думаю неправильно

Во взрослом возрасте человек продолжает реагировать по-детски, из внутреннего ребенка, которому дискофмортно думать, и он наивно надеется, что сложность решится сама, ситуация уладится сама, как-нибудь.

Чтобы понять, есть ли у Вас это решение, можете спросить себя:

  • В какой сфере Вам тяжелее всего думать, видеть причины и следствия, понимать.
  • Это может быть работа, учеба, дом, собственное здоровье, отношения между людьми, что-то другое
  • На какую тему Вы избегаете думать, не хотите об этом думать.
  • Где Вы обычно полагаетесь на авось, что будет как-нибудь. И получаете плохие результаты.
  • О чем Вы не хотите думать, чего избегаете, о чем думать непереносимо для Вас.

Если у человека есть это послание — это вовсе не значит, что он глупый

Это послание может быть у очень умных людей, с высоким коэффициентом интеллекта. Просто думать для них тяжело эмоционально, чаще всего это какая-то определенная тематика, сфера жизни. В других сферах жизни они могут прекрасно думать и с помощью этого получать хорошие результаты.

Пример: (с разрешения клиента)

У клиента отец часто повторял «не думай об этом», когда дело касалось каких-либо проблем, требующих решения.

Во взрослой жизни у клиента проявилась та же стратегия уходить от проблем, не думать, надеяться что оно как-нибудь само разрешится. Он уходил в избегание, отвлекал себя просмотром фильмов, алкоголем. Касалось это в основном работы и бизнеса.

После того как на сессии он осознал, откуда взялось это послание «не думай» и стал работать с этим в терапии, ситуация стала меняться.

Что делать родителям, чтобы не передавать детям это послание:

  • не говорить «не думай»
  • поощрять когда ребенок чем-то интересуется, познавательную активность
  • не обесценивать его мысли и рассуждения
  • не говорить ему, что он еще глупый и маленький

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть решение «не думать»:

  • Обратить внимание в какой сфере жизни проявляется решение
  • Понять, от кого могли его получить
  • Спросить себя, чего вы боитесь, почему думать об этом непереносимо
  • И начинать постепенно думать, даже если поначалу это сложно

В терапии:

Цель терапии: понять, откуда и от кого пришел это запрет «думать», почему человек принял такое решение в детстве и принять новое решение, разрешить себе думать.

.

P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ

Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.

Могу предложить 3 варианта:

1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.

2. Пойти в мой Клуб чтобы научиться лучше понимать себя и свою жизнь, помогать себе жить более осознанно, свободно и в мире с собой и другими.

В Клубе Вы получаете систему знаний, практических методик и мою поддержку – и шаг за шагом движетесь к большей целостности и контакту с собой.

3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.

Если условия, на которых работаю я, Вам не подходят, то ищите моих коллег-психологов, практикующих в модальности транзактный анализ, если хотите можете обратиться ко мне за рекомендацией.

Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик

Комментарии