“Ты что, самый умный?”
Продолжаю серию про родительские послания и ранние детские решения. И сегодня поговорим о послании «Не думай»
Его нет в списке основных у Гулдингов в книге «Транзактный анализ. Психотерапия нового решения» Оно упоминается в книге дальше, в смешанных решениях о мыслях и чувствах. Это решение важное, и о нём тоже важно говорить.
Суть этого решения в том, что думать… не то чтоб совсем запрещено. Но лучше не надо.
Признаки решения «не думать»
- Человек с таким посланием может считать себя глупым
- ему бывает трудно сосредоточиться
- он избегает обдумывания чего-либо
- может откладывать обдумывание на потом, а потом сделать как попало
- думать для человека — это напряжение, дискомфорт
- он часто надеется на авось, что как-нибудь проскочит, лишь бы не вдумываться
Решение может проявляться в определенном жизненном контексте (сфере жизни)
В этом случае человек не хочет думать о сложной для себя теме, для него это трудно. Например, в отношениях или в вопросах здоровья.
Человек предпочитает об этом не думать, не замечать очевидного, не просчитывать последствия, даже если это лежит на поверхности. И наивно надеяться, что оно как-нибудь само…
Или не думать о ситуации в бизнесе, на работе, с деньгами. Думать сложно, поэтому не буду. Подожду, пока волшебным образом само разрешится.
Послание часто бывает по гендерному признаку, причем у обоих полов:
- Девочке нельзя быть умной, нельзя быть умнее мальчиков.
- Или наоборот — мальчику не надо быть умным и думать, надо быть сильным.
Как передается и принимается послание «Не думай».
Родители говорят словами или невербально транслируют, что думать не нужно.
Например, говорят:
- «Не думай об этом» – имея в виду определенную тему
- «Не думай так»
- «Рано тебе еще думать (об этом)»
- «Не забивай себе голову, я подумаю за тебя»
- Или не принимают способ мышления ребенка, транслируя ему «Не думай так как ты думаешь, думай как я думаю»
- Не отвечают на вопросы, которые задает ребенок из любознательности
- Говорят что рано еще, мал еще
- Показывают личным примером, что не надо думать о том как что-то разрешить. «А ладно. Не думай об этом».
И ребенок выбирает не думать, чтобы получить родительское одобрение, и не получить родительское отвержение
В основе любого послания как правило лежит страх — быть отвергнутым родителям, быть неугодным родителям, потерять контакт с родителями.
Если я не думаю — меня принимают, я хороший. Если я думаю — я неугодный я плохой.
Ребенок в меру своего детского понимания решает, что лучше не думать.
Потому что думать опасно, думать бесполезно, если думаешь — становится только хуже , или потому что все равно я думаю неправильно
Во взрослом возрасте человек продолжает реагировать по-детски, из внутреннего ребенка, которому дискофмортно думать, и он наивно надеется, что сложность решится сама, ситуация уладится сама, как-нибудь.
Чтобы понять, есть ли у Вас это решение, можете спросить себя:
- В какой сфере Вам тяжелее всего думать, видеть причины и следствия, понимать.
- Это может быть работа, учеба, дом, собственное здоровье, отношения между людьми, что-то другое
- На какую тему Вы избегаете думать, не хотите об этом думать.
- Где Вы обычно полагаетесь на авось, что будет как-нибудь. И получаете плохие результаты.
- О чем Вы не хотите думать, чего избегаете, о чем думать непереносимо для Вас.
Если у человека есть это послание — это вовсе не значит, что он глупый
Это послание может быть у очень умных людей, с высоким коэффициентом интеллекта. Просто думать для них тяжело эмоционально, чаще всего это какая-то определенная тематика, сфера жизни. В других сферах жизни они могут прекрасно думать и с помощью этого получать хорошие результаты.
Пример: (с разрешения клиента)
У клиента отец часто повторял «не думай об этом», когда дело касалось каких-либо проблем, требующих решения.
Во взрослой жизни у клиента проявилась та же стратегия уходить от проблем, не думать, надеяться что оно как-нибудь само разрешится. Он уходил в избегание, отвлекал себя просмотром фильмов, алкоголем. Касалось это в основном работы и бизнеса.
После того как на сессии он осознал, откуда взялось это послание «не думай» и стал работать с этим в терапии, ситуация стала меняться.
Что делать родителям, чтобы не передавать детям это послание:
- не говорить «не думай»
- поощрять когда ребенок чем-то интересуется, познавательную активность
- не обесценивать его мысли и рассуждения
- не говорить ему, что он еще глупый и маленький
Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть решение «не думать»:
- Обратить внимание в какой сфере жизни проявляется решение
- Понять, от кого могли его получить
- Спросить себя, чего вы боитесь, почему думать об этом непереносимо
- И начинать постепенно думать, даже если поначалу это сложно
В терапии:
Цель терапии: понять, откуда и от кого пришел это запрет «думать», почему человек принял такое решение в детстве и принять новое решение, разрешить себе думать.
.
P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ
Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.
Могу предложить 3 варианта:
1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.
2. Пойти в мой Клуб чтобы научиться лучше понимать себя и свою жизнь, помогать себе жить более осознанно, свободно и в мире с собой и другими.
В Клубе Вы получаете систему знаний, практических методик и мою поддержку – и шаг за шагом движетесь к большей целостности и контакту с собой.
3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.
Если условия, на которых работаю я, Вам не подходят, то ищите моих коллег-психологов, практикующих в модальности транзактный анализ, если хотите можете обратиться ко мне за рекомендацией.
Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик