Решение 14. “Не чувствовать”

3141422

“Что ты чувствуешь? Ничего!”

Продолжаю серию про родительские послания. И сегодня поговорим о послании «Не чувствуй»

В книге «Транзактный анализ. Психотерапия нового решения» это послание также идет отдельно, в смешанных сообщениях о мыслях и чувствах.

Суть этого послания и решения в том, что чувствовать запрещено.

Признаки решения «не чувствуй»:

  • Человек вытесняет свои чувства. Т.е. физически он их ощущает — чувства присутствуют в теле как дискомфорт, как мышечные зажимы. Но человек не отдает себе отчет, в том что чувства есть. Не может их назвать. На вопрос «какие у тебя чувства», говорит «не знаю».
  • Под запретом могут быть все чувства. А могут быть только определенные — например радость, агрессия, злость, раздражение, страх, печаль…
  • Человек может считать, что чувства опасны, от чувств одни проблемы.
  • Не позволяет себе чувствовать, опасаясь что это будет разрушительно для него, что он не справится.

У такого человека может быть очень «зажато» тело. В зависимости от того, какие чувства запрещены и вытеснены — это может локализоваться в разных областях.

Например агрессия — сжатые зубы и челюсти, напряженные руки.

Страх — зажатые и напряженные плечи, втянутая в плечи голова, человек все время «готов к обороне», как в боксерской стойке.

Есть термин «Алекситимия» – неспособность к выражению эмоций и чувств в устной форме. Человек не может назвать и выразить свои чувства. Алекситимия бывает врожденной и приобретенной. Послание “Не чувствуй” может привести к приобретенной алекситимии.

Что происходит, если человек «не чувствует»

Чувства конечно же никуда не исчезают, человек продолжает их испытывать.

Вытесненные чувства всё равно остаются — и становятся мышечным напряжением и зажимами, могут выражаться как психосоматические заболевания. (например раздражение — в раздражении на коже)

Кроме этого, могут быть внезапные вспышки чувств. Например агрессии, гнева — когда человек выплескивает всё накопившееся за месяцы на тех, кто в данный момент попался под горячую руку.

Или человек может испытывать депрессивное состояние, как будто бы беспричинное.

Вытесненные чувства могут “пойти в тело” и проявляться как те или иные психосоматические заболевания – аллергия, астма,

Как передается и принимается послание «Не чувствуй».

  • Родители запрещают ребенку выражать те или иные чувства. Неприемлемыми могут быть либо все чувства, либо часть из них.
  • Могут наказывать ребенка за проявление тех или иных чувств.
  • Говорить что чувства это плохо, от них одни проблемы
  • И конечно же, сами родители вряд ли открыто выражают свои чувства.

Ребенок в результате делает вывод, что проявлять чувства небезопасно, их лучше скрывать. И в принципе не обучается быть в контакте со своими чувствами.

Чтобы понять, какие чувства под запретом у Вас и каким образом Вы получили этот запрет, можно сделать простое упражнение. Гулдинги приводят его в книге. Это простое упражнение может вызвать у Вас целую гамму чувств. Вы можете ощутить и осознать то, что было долгое время вытеснено. Когда я сама делала это упражнение в первый раз, мне стало очень грустно, буквально до слез.

Упражнение “Вы вбегаете в родительский дом”:

(привожу с небольшими изменениями от меня под наши реалии)

Представьте, что Вы маленький ребенок. Вы видите дом, в котором жили в детстве. Ваша семья внутри, Вы снаружи. Вы собираетесь вбежать в дом, показать и рассказать своей семье, что Вы чувствуете.

1. Вы упали и разодрали колено. Капелька крови стекает по ноге. Вы вбегаете в дом, всхлипывая от боли. Покажите и расскажите об этом своей семье. Посмотрите на выражение лица каждого. Что они чувствуют. Что говорят Вам и друг-другу. Что делают с Вами, с коленом.

2. Вы вбегаете в дом, плача. Вам очень горько и обидно, Вы только что потеряли мяч. (дальше — те же вопросы, что в п.1)

3. Вы рассержены и кричите, захлебываясь от гнева. Большой мальчишка только что отнял у Вас мяч.

4. Вы вбегаете в дом и Вы злы на маму — потому что она забыла положить Вам в портфель печенье

5. Вы в страхе вбегаете в дом. Вам кажется что во дворе за деревьями прячется огромный дикий зверь

6. Вы вбегаете в дом и говорите что завидуете соседской девочке, потому что ей подарили новые прыгалки, и Вы хотите такие же

7. Вы вбегаете в дом и шепчете родителям на ушко, что Вам очень стыдно. Потому что Вы намочили штанишки и дети смеялись над Вами

8. Вы вбегаете в дом, хохоча и смеясь. Вы счастливы, потому что получили пятерку за контрольную работу

9. Вы вбегаете в дом, счастливые и смеющиеся, не зная почему. Вам просто хорошо.

Пример: (с разрешения клиентки)

Я работала с клиенткой, и в процессе работы выяснилось, что у неё под запретом все негативные чувства. Она не могла их назвать, не могла осознать, что она это чувствует и позволить их себе. Говорила, что она всегда «на позитиве», ни на кого не сердится и не обижается, всё принимает с благодарностью. В то же время это звучало неестественно, у меня возникала ассоциация, что есть красивый фасад дома, но это муляж, самого дома нет.

Сама клиентка жаловалась на нехватку сил, депрессивное состояние.

После того как в результате нашей работы, она разрешила себе чувствовать агрессию, у неё появились силы. Она нашла в себе силы закончить отношения, которые уже давно изжили себя. Плюс к этому, у неё произошел прорыв в профессиональной деятельности.

Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого решения:

  • Не запрещать ребенку проявлять чувства
  • Учить ребенка понимать, осознавать, чувствовать, выражать и обозначать словами свои чувства. На эту тему есть множество хороших статей от детских психологов. Я не буду здесь их пересказывать, найти их легко.
  • Учиться самим быть в контакте со своими чувствами

Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть решение«не чувствовать»:

  • Учиться чувствовать и принимать свои чувства, осознанно и безоценочно
  • Учиться замечать связь между чувствами и ощущениями в теле
  • Позволять чувствам быть, давать им время и место, чувствовать их.

Если есть чувства — это не значит, что надо сразу бежать что-то делать. Можно просто побыть в этих чувствах. Чувствуя их и наблюдая за этим процессом. И уже понаблюдав достаточное время, ответить себе на вопрос, о чем это чувство мне сигнализирует, какие мои потребности не удовлетворены, и как можно выразить свои чувства.

Искусство — музыка, театр, живопись, хорошие фильмы — помогают обратиться к своим чувствам.

Можно рисовать свои чувства — абстрактный рисунок на листе или в круге «Мои чувства сейчас»

В терапии:

Цель терапии: Снять запрет на чувства, разрешить себе их испытывать и чувствовать. Научиться быть в контакте со своими чувствами, чувствовать их, понимать о чем сигнализируют эти чувства и выражать их.

В следующий раз поговорим о посланиях “Не чувствуй так” и “Не чувствуй так как ты чувствуешь, чувствуй так как я чувствую”.

.

P.S. ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ВСЕМ

Постепенно разбираться в себе, учиться понимать себя и чувствовать себя, помогать себе и поддерживать, восстанавливать контакт с собой.

Могу предложить 3 варианта:

1. Читать мои посты и статьи, смотреть видео – и постепенно осознавать и переосмысливать происходящее в своей жизни, и по мере сил менять то, что получается изменить.

2. В Клубе сейчас идет курс “Эмоции и чувства”. Цель научиться понимать свои эмоции и чувства, перестать с ними бороться и превратить их в источник яркости жизни и личной силы. Прочитать подробнее о Клубе и записаться можно тут

3. Пойти в личную психотерапию, чтобы проработать эти вопросы максимально глубоко. О том, с чего начать, если Вы хотите обратиться ко мне – информация по этой ссылке.


Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик

Комментарии