Однажды на тренинге я стала свидетелем такой сцены:
Тренер положил карандаш на пол, и сказал участнику: «попытайся поднять карандаш»
Парень наклонился и взял карандаш рукой.
На что тренер сказал «нет, ты не поднимай, ты попытайся».
Это распространенная шутка на тренингах по мотивации и самоорганизации.
И наверняка Вам приходилось слышать от людей такие ответы «Я постараюсь это сделать», «Я попытаюсь это сделать».
Так проявляется драйвер «старайся, пытайся». Именно об этом драйвере мы сегодня поговорим.
Напомню, драйвер — это прямое указание, которое родители проговаривают вслух (многократно), и ребенок принимает его для себя как руководство к действию.
Причем, результат не так уж важен. Человек изначально настраивается на процесс стараний и попыток. А не на получение результата.
В речи такого человека можно часто услышать “я постараюсь, я попытаюсь”.Вспоминается распространенная ситуация из школы, когда ученик выходит к доске и не может ответить. На вопрос учителя, почему он не знает урок, говорит: «Я учил!!!»
Человек фокусирует внимание именно на процесс. Забывая о том, ради чего этот процесс нужен и каким должен быть результат.
Обладатели драйвера «старайся, пытайся» часто не заканчивают дела.
Они могут с энтузиазмом и стараниями что-то начинать. А в итоге не дойти до результата. Как тот ученик, который учил и не выучил.
Когда спрашиваешь их, а где результат — их ответ «я стараюсь» или «ты же видишь как я старался».
Кроме этого, обладатели такого драйвера часто настроены на тяжкий труд и старания. Зачастую эти старания бывают несоразмерны полученному «выхлопу» от усилий. По принципу «гора родила мышь».
Как передается такой драйвер:
Родители хвалят и поощряют ребенка за старания и за тяжелый труд. Могут многократно повторять «Молодец, хорошо стараешься. Надо стараться» и подобное.
И при этом обесценивают или отбирают результат трудов.
Главная идея, которую ребенок усваивает — то что старания одобряемы и поощряемы. А результат не так уж важен.
А еще, результат не ценен, если ты не потрудился и не постарался как следует.
А если получил результат — то мог бы еще лучше, надо было больше стараться.
Как драйвер сочетается с родительскими посланиями:
Особенно тяжелые сочетания — это с посланиями «не будь ребенком» и «не будь значимым».
В первом случае человеку запрещено просто радоваться жизни, отдыхать. Нужно всё время стараться и тяжело трудиться. Причем, не очень понятно для чего и зачем
Во втором случае, право быть ценным и значимым можно заслужить только через старания.
Драйвер отчасти покрывает негативное послание «не будь значимым». Ребенок делает для себя вывод, что если я буду достаточно хорошо и много стараться, то я заслужу признание и стану ценным.
Пример:
Одна моя родственница часто повторяла «я так для вас стараюсь», имея в виду семью, своих детей и внуков.
Она действительно очень много делала, и всегда была вовлечена в какой-то процесс: печь пироги, убирать дом, кому-то помогать, о ком-то беспокоиться.
Таким образом она ощущала себя важной и ценной — всё время что-то делая, и стараясь.
При этом она мало думала о результате — нужно ли другим людям то, что она делает. Нужно ли это ей самой. Честно говоря, общаться с ней было непросто.
Польза драйвера
В некоторых ситуациях стараться бывает полезно. Не получилось одним способом — пробую другой. Не получилось вторым — пробую третий.
Как у Эдисона, который изобрел лампочку.
Но только в случае, если человек помнит о результате, а не старается ради стараний.
Цена драйвера
Старания часто бывают чрезмерны.
Можно забыть о результате, вложив всю энергию в старания — и «пар уйдет в свисток».
Человек может излишне усложнять простые задачи, считая что результат должен быть получен тяжелым трудом.
Кроме того, можно загнать себя стараниями до переутомления и истощения.
Если у Вас есть драйвер «старайся, пытайся»
1. Наблюдайте за собой, развивайте осознанность. И когда Вы говорите или думаете «я постараюсь, я попытаюсь» – исправляйте себя «Я это сделаю»
2. Держите в голове конечный результат, к которому Вы идете
3. Соизмеряйте усилия и результат, необязательно тяжко трудиться, чтобы получить что-то хорошее.
А как у вас обстоят дела с драйвером «старайся, пытайся»?
На сколько баллов по 10-балльной шкале он у Вас проявлен?
Мешает он Вам или помогает?
Можете ли Вы позволить себе просто расслабиться и отдохнуть от стараний?
—
Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик
Предыдущие посты по этой теме смотрите в рубрике “Терапия перерешения” или в меню Статьи
P.S. Чтобы связаться со мной и записаться на консультацию, напишите мне любым из способов:
1. через форму форму обратной связи в конце этой страницы (я увижу Ваше сообщение и отвечу Вам на емайл)
2. по электронной почте, специальный простой ящик (я обычно отвечаю в течение дня)
3. Через сообщения на Фейсбуке на моей странице
4. Через мой личный профиль на Фейсбуке (сначала надо добавиться в друзья, иначе сообщений не видно на ФБ).
5. через личные сообщения в ВК или ЖЖ. Вот ссылки на мои профили ВКонтакте и Livejournal
6. через скайп — мой логин скайпа nika_kraynova, добавьте меня в контакты и напишите в скайп-чат
7. через смс или вотсапп по номеру +7 (977) 949-29-70. Я Вам напишу или перезвоню. Когда я работаю с клиентами, не беру трубку, поэтому лучше пишите.
Форма обратной связи: