Я и мои субличности

x_7f08bf32
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Продолжу тему субличностей, начатую в предыдущих эссе про психосинтез.
Сегодня поговорим о том, какие проблемы бывают с субличностями и с их взаимодействием.

По моему опыту, чаще всего встречаются эти варианты:
1. Субличность не находится в гармонии с целым и «ведет себя странно»
2. Субличность диссоциирована, т. е. как будто «отколота» от целого
3. Субличности конфликтуют — хотят взаимоисключающих вещей

Теперь о каждом варианте подробнее и с примерами.

1. Субличность «себе на уме».
В этом случае субличность имеет благие намерения, но реализует их странными для настоящего времени способами.

Как я говорила в предыдущих эссе, субличности обычно о формируются в возрасте до 3х лет, а дальше они могут расти, усовершенствовать свои варианты поведения, учиться новым жизненным стратегиям, испытывать новые чувства и состояния.
Но так происходит не всегда. И субличность может «застревать» в старых вариантах думать-
чувствовать-действовать.

Клиентка жалуется на постоянные проблемы со здоровьем — частые простуды, потом стали появляться аллергии, странные боли в суставах…
В ходе терапии выясняем, что в детстве она получала внимание и заботу мамы, только когда болела. А если она была здорова — то мама была занята своей работой, или личными делами. А со своей дочерью общалась только требованиями: «выучи уроки, помой посуду, пропылесось пол, чего сидишь просто так займись делом… «

У клиентки сформировалась субличность «Вечно болеющая» – которой необходимо было чувстоввать себя больной и несчастной — чтобы иметь возможность просто отдохнуть, позаботиться о себе. Или отказаться от неприятных дел.

Хотя, казалось бы, взрослая женщина может просто решить отдохнуть, позаботиться о себе или не делать что-то. И ей нет необходимости объяснять, что «я болею и поэтому решила немного полежать», или «я болею и поэтому не смогу к тебе прийти».

Цель терапии в этом случае — трансформировать субличность, чтобы она перестала быть «вечно болеющей» и могла разрешить себе отдыхать, заботиться о себе и при этом быть здоровой. Научиться отказываться напрямую, если что-то не хочется делать — а не объяснять это «плохим самочувствием».

2. Субличность «отколота от целого»
Такое обычно бывает в результате травмы. Человек сталкивается с запредельным уровнем переживаний, не может контактировать с этими своими чувствами. И в результате он вытесняет эти чувства и отвергает часть себя, которая их испытывала.

Клиентка перенесла сексуальное насилие, и в результате у нее образовалась диссоциированная (т. е. “отколотая от целого”) субличность. Она не только вытесняет свои чувства, по сути она отвергает и ту часть себя, которая пережила эту травму.
На одном из этапов работы с травмой в терапии она возвращает эту часть себя обратно. Вместе с этим к ней возвращается и энергия (которая раньше уходила на то, чтобы вытеснять чувства и держать эту часть себя отдельно), и новое ощущение целостности. Она говорит “я снова чувствую себя живой”.

Важно: возвращение субличности — это только один из этапов работы с подобной травмой. Кроме этого, нужна работа и с телом, и с чувствами, и с убеждениями, и с я-концепцией, и со смыслами.

3. Субличности конфликтуют. Это и есть тот самый внутренний конфликт:

Субличности хотят одновременно взаимоисключающих вещей.
Одна субличность хочет, а вторая запрещает
Одна субличность требует, а вторая саботирует

«Я не могу себя заставить..» – говорит клиентка.
Такая фраза — это признак внутреннего конфликта.
Клиентка хочет начать работать как бизнес-коуч, имеет для этого необходимое образование, имеет опыт… но боится идти к людям, заявлять о себе как о специалисте. И говорит что не может себя заставить вести свою профессиональную страничку в фейсбуке, чтобы к ней приходили клиенты.
Одна её субличность считает что нужно реализовываться как профессионал, приглашать клиентов и работать.
Другая субличность очень боится, и блокирует любые действия – «я напишу этот пост завтра, сейчас я еще не готова, я еще недостаточно много знаю, мне надо подучиться».

Такая внутренняя борьба может продолжаться долго — и человек так будет переключаться от страха к злости на самого себя. С позиций транзактного анализа, можно говорить что конфликтуют детская и родительская части. «Родитель» считает, что надо делать, что уже упущено много времени, злится и раздражается… А «Ребенок» от этого начинает еще больше бояться, прячется и бросает любые попытки делать что-то.

Цель терапии здесь — разрешить конфликт, помочь субличностям договориться. Вместо попыток «заставить себя» научиться себя поддерживать и помогать себе.
После того, как мы в сессиях трансформировали родительскую часть — клиентка перестала себя ругать и заставлять, вместо этого начала себя поддерживать и мотивировать. И наконец начала вести свою страничку.

Таким образом, в терапии можно:

  1. Помогать субличностям договариваться — чтобы решать внутренние конфликты и приходить к согласию внутри себя
  2. Трансформировать субличности — чтобы достигать желаемого более подходящим к сегодняшнему дню способом
  3. Возвращать себе «отколотые» диссоциированные субличности — чтобы справиться с последствиями травм и вновь обрести целостность.

 

«Так много субличностей — это не шизофрения, не раздвоение личности?»
«Во мне больше десятка субличностей, это выглядит очень странно» – такие вопросы иногда задают клиенты.

О психическом заболевании можно говорить, когда каждая субличность живет сама по себе, и они не связаны в целое, когда линия времени у человека разорвана, он не помнит что делал час назад и не связывает это с собой.
Тогда метафорически это будет цветок, от которого оторвали лепестки, и каждый из лепестков существует сам по себе отдельно. Причем один лепесток не осознает, не понимает и не помнит, что делал другой.

Если же у человека всё это связано в единую линию времени, и просто в разные моменты он проявляет себя с разных сторон — то это вполне нормально. Мы не можем быть абсолютно одинаковыми дома, на работе, с родителями, с детьми, с друзьями и так далее.
Как я говорила, в одном из предыдущих эссе, личность можно сравнить с алмазом, который может поворачиваться разными гранями. Каждая грань — это и есть субличность.

И в завершении эссе — упражнение «Диалог с субличностью».
Это упражнение Вы можете сделать сами — чтобы лучше понять грани себя, познакомиться со своими субличностями и если нужно, начать процесс трансформации.

1. Сформулируйте запрос — что бы Вы хотели получить от этого упражнения. Может быть понять, какая Ваша субличность проявляется в той или иной сфере жизни, и почему она проявляет себя именно так.
2. Закройте глаза и позвольте возникнуть образу этой субличности.
3. Какие эмоции и чувства эта субличность вызывает у Вас
4. Как эта субличность связана с Вашим запросом
5. Какие эмоции и чувства Вы вызываете у этой субличности
6. Нарисуйте эту субличность на листе
7. Задайте этой субличности вопросы:

  • в чем твоя цель
  • для чего ты проявилась именно в этот период моей жизни
  • для чего ты здесь находишься
  • что ты хочешь от меня
  • что тебе нужно от меня
  • в чем ты нуждаешься
  • что ты мне предлагаешь
  • за что ты на меня обижаешься
  • чем я могу тебе помочь
  • от чего ты меня защищаешь
  • что ты можешь мне дать

8. Задайте вопросы, касающиеся проблемы/запроса

  • чем я привлек эту проблему
  • что хорошего мне несет эта проблема
  • как мне вести себя для разрешения этой ситуации

9. Посмотрите на образ субличности. Изменился ли он за время разговора

10. Нарисуйте образ субличности, который получился в результате трансформации
11. Сравните свои чувства и ощущения в отношении этой субличности
12. Задайте себе вопросы:

  • что произошло, какие изменения произошли
  • что способствовало этим изменениям
  • как изменится моя жизнь, если я последую за этими изменениями
  • подходят ли мне эти изменения. Может быть что-то надо скорректировать

Если хотите, напишите в комментариях, что у Вас получилось в результате этого упражнения, и возникли ли какие-либо вопросы.
В следующем эссе мы поговорим о том, вокруг какого центра объединяются субличности, и какова главная цель терапии в направлении «Психосинтез».

*Все примеры приведены с разрешения клиентов

Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик

Предыдущие статьи по этой теме смотрите в рубрике “Психосинтез”

Комментарии