Сегодня продолжим разговор о драйверах. И поговорим о драйвере «Будь совершенным»
- Всё что я делаю, недостаточно хорошо
- Я должен постоянно улучшать себя
- Мне надо стать лучшей версией себя
- Постоянный поиск недостатков и недочетов в себе
- Критика себя за недостатки и недочеты
- Бесконечные придирки к себе
Всё это проявления драйвера “Будь совершенным”.
И кстати, этот драйвер активно эксплуатируется маркетологами – тысячи мест на тренинги были проданы под девизом “Стань лучшей версией себя”.
Откуда что берется:
Ребенок учится этому в семье. Например родители могут говорить ему: Ты должен быть самым лучшим!
Ты можешь лучше!
Если ребенок делает что-то хорошо — то это считается само собой разумеющимся, и никак не отмечается. Зато ему постоянно говорят, что надо стараться еще лучше, и лучше:
- “Мне не нужен такой сын” – может услышать мальчик, когда получил в школе четверку, а не пятерку.
- “Моя дочь может лучше” – может услышать девочка, когда принесла показать маме свой первый рисунок.
Когда родитель так говорит, он думает, что мотивирует ребенка к достижениям.
Но на самом деле ребенок слышит это иначе:
«Чтобы меня любили, я должен стать самым лучшим. Самым умным, самым красивым, самым успешным.»
«Я недостаточно хорош, чтобы меня любили. Мне нужно становиться еще лучше, тогда меня полюбят»
За малейшую ошибку ребенка могут ругать, и тогда ребенок делает вывод “Мне нельзя ошибаться. Если я ошибусь, меня не будут любить, меня отвергнут”.
.
Драйвер “будь совершенным” может сочетаться с посланием «не будь собой».
Казалось бы, благодаря драйверу ребенок находит выход (поэтому драйверы и называют контрпредписания, они позволяют “преодолеть” сценарные решения).
“Я не такой, но если я стану совершенным, если я исправлюсь, то я получу родительскую любовь”.
Ребенок хватается за этот шанс и вступает в гонку за совершенством.
Но это марафон без финиша, планка постоянно передвигается вверх. И человек может потратить годы жизни на попытки “допрыгнуть”, без результата. Эта дорога ведет в тупик.
Во взрослом возрасте человек по-прежнему не принимает себя, относится к себе так же, как к нему относились в детстве родители.
Он недоволен собой, и стремится постоянно улучшать себя, совершенствовать себя, исправлять себя.
Это не имеет ничего общего с реальностью. Объективно человек может быть очень успешным, и плоды его труда могут быть достаточно высокого качества. Но внутри он постоянно гнобит себя и нещадно ругает, за малейшие неточности и “недостатки”. Он постоянно подгоняет себя, чтобы приблизиться к недостижимому совершенству.
Пример из практики (с разрешения клиента)
Я работала с клиентом, он предприниматель, плюс к этому у него творческое хобби, в котором он достиг объективно хорошего уровня.
Но внутри у него было постоянное стремление быть лучше и лучше, и много претензий к самому себе. Мысли о том, что его бизнес недостаточно хорош, и он мог бы лучше. Что в хобби он недостаточно старается и мог бы лучше.
На этот внутренний конфликт уходило много сил. И при этом практически отсутствовали навыки самоподдержки. Своих успехов клиент упорно не замечал, как будто их нет.
Это типичная история, и это часто встречается среди очень успешных людей в том числе.
В терапии клиент принял новое решение: разрешил себе не быть самым лучшим и самым совершенным. И постепенно стал принимать себя таким, какой он есть. Он вырастил поддерживающего и заботливого внутреннего родителя, и значительно уменьшил самокритику и претензии к себе. Развил навыки самоподдержки, и начал замечать свои успехи.
Чрезмерная самокритика и непринятие себя не были его изначальным запросом. Он обратился по-поводу депрессивного состояния, усталости, потери мотивации. То, что внутренний конфликт съедает все силы, и потеря мотивации — это уже следствие, стало понятно в процессе работы.
“Что плохого в стремлении к совершенству? Разве лучше лечь на диван и ничего не делать?”
___________________________________________________________________________________
Я получила много комментариев, отстаивающих пользу драйвера “будь совершенным” к посту выше.
- “Я перфекционист! Всё делаю на отлично”
- “Мне нравится этот драйвер”
- “За что ни возьмусь, всё на высоком уровне”
- “Очень помогает в жизни”
- “Как же иначе стимулировать себя на достижения”
Действительно, что плохого в стремлении к совершенству? Человек занимается собой, растет личностно, совершенствует своё тело и дух. Разве это не прекрасно?
Это может быть прекрасно, но важно в каком состоянии, как и зачем человек это делает.
1. Чьи установки о совершенстве человек реализует.
“Перед тем как становиться лучшей версией себя было бы хорошо сначала стать собой” – эту мысль я услышала на семинаре у Елены Марчевской и сразу занесла в цитатник.
Можно стремиться к совершенству в понимании мамы и папы. Так чаще всего и бывает, потому что “будь совершенным” человек усваивает в детстве:
“Лучше всех учиться, получать пятерки, ходить в музыкальную школу, быть хорошей и старательной девочкой. Тройки и четверки получает не моя дочь, моя дочь учится лучше всех и только на отлично”.
“Мой сын должен быть лучше всех, всегда побеждать в соревнованиях. Мой сын самый умный и сильный”.
Не зная себя, не имея хорошего контакта с собой, можно провести десятилетия в попытках улучшить себя. Но кого и ради чего человек улучшает?
Когда человек проводит десятилетия в погоне за идеалом, важно ответить себе на вопрос “чей это идеал”.
Если “лезть вверх по лестнице, приставленной не к той стене”, то на этом пути ждут только разочарования. Всё выше к некоему совершенству и всё дальше от собственных потребностей и чувств.
2. Постоянное недовольство собой, которое идет фоном.
Личность и способности-навыки-действия – это не одно и то же.
Наглядно это показывает модель “Пирамида логических уровней” Дилтса. На ней уровень Я (идентичность) и уровни действий, навыков, способностей разделены:
Но мало кто узнал об этом в детстве. Более того, многие взрослые люди тоже постоянно путают эти уровни.
- “Я плохой, потому что допустил эту ошибку. Мне надо срочно исправляться”
- “Я не справляюсь со своими задачами, я ужасный человек”.
Всё это тоже уходит корнями в детство: “Ты не слушаешься, ты плохой мальчик”.
Для многих людей становится открытием, что:
1. Можно быть довольным собой, чувствовать себя ОКей
2. При этом продолжать получать новые знания, улучшать свои навыки
Причем, второе делать не из недовольства собой, а потому что это нравится, потому что это интересно, потому что в этом есть смысл.
Если человек доволен собой, это не значит что он ляжет на диван с пультом от телевизора и пивом.
Естественное стремление к познанию, к развитию заложено в каждом человеке. У каждого человека есть жизненные ценности. И это лучшая мотивация в перспективе, чем страх или недовольство собой.
.
Упражнение пожалуй оставим на следующую среду, чтобы статья не получилась бесконечно длинной в погоне за совершенством.
Если тема совершенства Вам близка, то предлагаю ответить на 2 вопроса:
1. Задумывались ли Вы, чьи идеалы и идеи о совершенстве Вы реализуете
2. Что думаете про естественное стремление к развитию?
___________________________________________________________________________________
Есть интересное упражнение, я иногда предлагаю его клиентам. Узнала я о нём на одном из обучений по транзактному анализу.
Упражнение называется “Я как предмет”
Суть упражнения — написать историю о себе, как будто бы Вы являетесь неким предметом. Например чашкой, или кольцом, или бумажным пакетом. В истории надо рассказать о том что было с этим предметом, что сейчас и какое будущее его ожидает. Например «Я чашка, меня сделали в таком-то году…» Это упражнение полезно, чтобы выявлять глубинные жизненные установки, находящиеся в бессознательном. По этому упражнению видно и запреты (что нельзя) и драйверы (каким быть дОлжно).
Однажды дала такое задание клиентке (пример с её разрешения)
И получила историю о серебряном браслете, который сделали на заказ, и потом еще два раза носили к ювелиру чтобы исправить и идеально подогнать по руке.
В этой истории “зашифровано” много посланий – и про миф о рождении, и про “не будь собой”, и про “будь совершенным”.
Конечно, это упражнение не является диагностикой родительских посланий и драйверов. Это штрих к картине, и важно проверять гипотезы в терапевтической работе.
Если Вы хотите сделать такое упражнение сами, то напишите историю и отложите её на несколько дней. И потом перечитайте, посмотрите на историю через призму посланий и драйверов.
.
Как еще можно себе помочь:
Если у Вас есть драйвер «будь совершенным» , то можете задать себе вопросы:
1. Какие могут быть измеримые критерии, что я достиг(ла) уже достаточного уровня в определенной сфере жизни
2. В какой сфере жизни мне действительно важно развиваться дальше и дальше, а где я могу расслабиться и выдохнуть .
3. Что я потеряю, если я не буду совершенным и лучшим в какой-либо из областей своей жизни.
Эти вопросы помогут вывести драйвер на уровень осознания и уменьшить его влияние.
Если хотите, напишите свою историю “Я как предмет” в комментариях, посмотрим вместе, какие установки можно в ней увидеть.
___________________________________________________________________________________
“Очень полезный драйвер “будь совершенным”, так помогает в жизни! Это ведь здорово, стремиться к совершенству. Если не стремиться к совершенству, то человек вообще ничего делать не будет, в угоду сиюминутным удовольствиям”.
Я получила очередную порцию комментариев о пользе драйвера. И подумала, что мы давно не говорили про сценарные процессы.
Сценарный процесс – это способ, которым человек проживает свою жизнь.
Сценарный процесс напрямую связан с драйверами и драйверным поведением – так же как конкретные движения рук или ног танцора связаны с танцем, который из этого всего получается.
Драйвер “будь совершенным” напрямую связан с такими типами сценарного процесса:
- “Не могу веселиться, радоваться, испытывать удовольствие пока не закончу свою работу” – это сценарный процесс “пока не”. Сначала переберешь два мешка пшена и гречки, а потом отправишься на бал (но это не точно)
- “Достигаю цели и сразу же (не давая себе передышки и праздника) начинаю движение к следующей еще более масштабной цели” – это сценарный процесс “почти” второго типа. Жизнь как постоянный без передышки подъем на новые и новые вершины
или даже:
- “Я достиг всех намеченных целей, но теперь я не знаю, что делать дальше” – это сценарный процесс “с открытым концом”. Вроде было “обещано” счастье после достижения значимой и большой цели. Но вместо счастья только пустота и депрессивное состояние.
Подробнее про сценарные процессы я рассказывала очень давно в эфире про шесть типов жизненных сценариев.
А Вам знакомы подобные ощущения, как в перечисленных пунктах? Если есть вопросы или отклики, напишите в комментариях
.
Вы когда-нибудь хотели стать лучшей версией себя? Что думаете про этот драйвер?
__
Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик