Быть совершенным и лучшей версией себя

6aTasaw9bI2noPKbmkhdFSPFUVGYUWMl

Сегодня продолжим разговор о драйверах. И поговорим о драйвере «Будь совершенным»

  • Всё что я делаю, недостаточно хорошо
  • Я должен постоянно улучшать себя
  • Мне надо стать лучшей версией себя
  • Постоянный поиск недостатков и недочетов в себе
  • Критика себя за недостатки и недочеты
  • Бесконечные придирки к себе

Всё это проявления драйвера “Будь совершенным”.

И кстати, этот драйвер активно эксплуатируется маркетологами – тысячи мест на тренинги были проданы под девизом “Стань лучшей версией себя”.

Откуда что берется:

Ребенок учится этому в семье. Например родители могут говорить ему: Ты должен быть самым лучшим!
Ты можешь лучше!
Если ребенок делает что-то хорошо — то это считается само собой разумеющимся, и никак не отмечается. Зато ему постоянно говорят, что надо стараться еще лучше, и лучше:

  • “Мне не нужен такой сын” – может услышать мальчик, когда получил в школе четверку, а не пятерку.
  • “Моя дочь может лучше” – может услышать девочка, когда принесла показать маме свой первый рисунок.

Когда родитель так говорит, он думает, что мотивирует ребенка к достижениям.

Но на самом деле ребенок слышит это иначе:

«Чтобы меня любили, я должен стать самым лучшим. Самым умным, самым красивым, самым успешным.»

«Я недостаточно хорош, чтобы меня любили. Мне нужно становиться еще лучше, тогда меня полюбят»

За малейшую ошибку ребенка могут ругать, и тогда ребенок делает вывод “Мне нельзя ошибаться. Если я ошибусь, меня не будут любить, меня отвергнут”.

.

Драйвер “будь совершенным” может сочетаться с посланием «не будь собой».

Казалось бы, благодаря драйверу ребенок находит выход (поэтому драйверы и называют контрпредписания, они позволяют “преодолеть” сценарные решения).

“Я не такой, но если я стану совершенным, если я исправлюсь, то я получу родительскую любовь”.

Ребенок хватается за этот шанс и вступает в гонку за совершенством.

Но это марафон без финиша, планка постоянно передвигается вверх. И человек может потратить годы жизни на попытки “допрыгнуть”, без результата. Эта дорога ведет в тупик.

Во взрослом возрасте человек по-прежнему не принимает себя, относится к себе так же, как к нему относились в детстве родители.

Он недоволен собой, и стремится постоянно улучшать себя, совершенствовать себя, исправлять себя.

Это не имеет ничего общего с реальностью. Объективно человек может быть очень успешным, и плоды его труда могут быть достаточно высокого качества. Но внутри он постоянно гнобит себя и нещадно ругает, за малейшие неточности и “недостатки”. Он постоянно подгоняет себя, чтобы приблизиться к недостижимому совершенству.

Пример из практики (с разрешения клиента)

Я работала с клиентом, он предприниматель, плюс к этому у него творческое хобби, в котором он достиг объективно хорошего уровня.
Но внутри у него было постоянное стремление быть лучше и лучше, и много претензий к самому себе. Мысли о том, что его бизнес недостаточно хорош, и он мог бы лучше. Что в хобби он недостаточно старается и мог бы лучше.
На этот внутренний конфликт уходило много сил. И при этом практически отсутствовали навыки самоподдержки. Своих успехов клиент упорно не замечал, как будто их нет.

Это типичная история, и это часто встречается среди очень успешных людей в том числе.

В терапии клиент принял новое решение: разрешил себе не быть самым лучшим и самым совершенным. И постепенно стал принимать себя таким, какой он есть. Он вырастил поддерживающего и заботливого внутреннего родителя, и значительно уменьшил самокритику и претензии к себе. Развил навыки самоподдержки, и начал замечать свои успехи.

Чрезмерная самокритика и непринятие себя не были его изначальным запросом. Он обратился по-поводу депрессивного состояния, усталости, потери мотивации. То, что внутренний конфликт съедает все силы, и потеря мотивации — это уже следствие, стало понятно в процессе работы.

“Что плохого в стремлении к совершенству? Разве лучше лечь на диван и ничего не делать?”

 

___________________________________________________________________________________

 

Я получила много комментариев, отстаивающих пользу драйвера “будь совершенным”  к посту выше.

  • “Я перфекционист! Всё делаю на отлично”
  • “Мне нравится этот драйвер”
  • “За что ни возьмусь, всё на высоком уровне”
  • “Очень помогает в жизни”
  • “Как же иначе стимулировать себя на достижения”

Действительно, что плохого в стремлении к совершенству? Человек занимается собой, растет личностно, совершенствует своё тело и дух. Разве это не прекрасно?

Это может быть прекрасно, но важно в каком состоянии, как и зачем человек это делает.

1. Чьи установки о совершенстве человек реализует.

“Перед тем как становиться лучшей версией себя было бы хорошо сначала стать собой” – эту мысль я услышала на семинаре у Елены Марчевской и сразу занесла в цитатник.

Можно стремиться к совершенству в понимании мамы и папы. Так чаще всего и бывает, потому что “будь совершенным” человек усваивает в детстве:

Лучше всех учиться, получать пятерки, ходить в музыкальную школу, быть хорошей и старательной девочкой. Тройки и четверки получает не моя дочь, моя дочь учится лучше всех и только на отлично”.

“Мой сын должен быть лучше всех, всегда побеждать в соревнованиях. Мой сын самый умный и сильный”.

Не зная себя, не имея хорошего контакта с собой, можно провести десятилетия в попытках улучшить себя. Но кого и ради чего человек улучшает?

Когда человек проводит десятилетия в погоне за идеалом, важно ответить себе на вопрос “чей это идеал”.

Если “лезть вверх по лестнице, приставленной не к той стене”, то на этом пути ждут только разочарования. Всё выше к некоему совершенству и всё дальше от собственных потребностей и чувств.

2. Постоянное недовольство собой, которое идет фоном.

Личность и способности-навыки-действия – это не одно и то же.

Наглядно это показывает модель “Пирамида логических уровней” Дилтса. На ней уровень Я (идентичность) и уровни действий, навыков, способностей разделены:

upl_auto_1530541832_217971_1

Но мало кто узнал об этом в детстве. Более того, многие взрослые люди тоже постоянно путают эти уровни.

  • “Я плохой, потому что допустил эту ошибку. Мне надо срочно исправляться”
  • “Я не справляюсь со своими задачами, я ужасный человек”.

Всё это тоже уходит корнями в детство: “Ты не слушаешься, ты плохой мальчик”.

Для многих людей становится открытием, что:

1. Можно быть довольным собой, чувствовать себя ОКей

2. При этом продолжать получать новые знания, улучшать свои навыки

Причем, второе делать не из недовольства собой, а потому что это нравится, потому что это интересно, потому что в этом есть смысл.

Если человек доволен собой, это не значит что он ляжет на диван с пультом от телевизора и пивом.

Естественное стремление к познанию, к развитию заложено в каждом человеке. У каждого человека есть жизненные ценности. И это лучшая мотивация в перспективе, чем страх или недовольство собой.

.

Упражнение пожалуй оставим на следующую среду, чтобы статья не получилась бесконечно длинной в погоне за совершенством.

Если тема совершенства Вам близка, то предлагаю ответить на 2 вопроса:

1. Задумывались ли Вы, чьи идеалы и идеи о совершенстве Вы реализуете

2. Что думаете про естественное стремление к развитию?

 

___________________________________________________________________________________

 

Есть интересное упражнение, я иногда предлагаю его клиентам. Узнала я о нём на одном из обучений по транзактному анализу.

Упражнение называется “Я как предмет”

Суть упражнения — написать историю о себе, как будто бы Вы являетесь неким предметом. Например чашкой, или кольцом, или бумажным пакетом. В истории надо рассказать о том что было с этим предметом, что сейчас и какое будущее его ожидает. Например «Я чашка, меня сделали в таком-то году…» Это упражнение полезно, чтобы выявлять глубинные жизненные установки, находящиеся в бессознательном. По этому упражнению видно и запреты (что нельзя) и драйверы (каким быть дОлжно).

Однажды дала такое задание клиентке (пример с её разрешения)

И получила историю о серебряном браслете, который сделали на заказ, и потом еще два раза носили к ювелиру чтобы исправить и идеально подогнать по руке.

В этой истории “зашифровано” много посланий – и про миф о рождении, и про “не будь собой”, и про “будь совершенным”.

Конечно, это упражнение не является диагностикой родительских посланий и драйверов. Это штрих к картине, и важно проверять гипотезы в терапевтической работе.

Если Вы хотите сделать такое упражнение сами, то напишите историю и отложите её на несколько дней. И потом перечитайте, посмотрите на историю через призму посланий и драйверов.

.

Как еще можно себе помочь:

Если у Вас есть драйвер «будь совершенным» , то можете задать себе вопросы:

1. Какие могут быть измеримые критерии, что я достиг(ла) уже достаточного уровня в определенной сфере жизни

2. В какой сфере жизни мне действительно важно развиваться дальше и дальше, а где я могу расслабиться и выдохнуть .

3. Что я потеряю, если я не буду совершенным и лучшим в какой-либо из областей своей жизни.

Эти вопросы помогут вывести драйвер на уровень осознания и уменьшить его влияние.

Если хотите, напишите свою историю “Я как предмет” в комментариях, посмотрим вместе, какие установки можно в ней увидеть.

 

___________________________________________________________________________________

 

“Очень полезный драйвер “будь совершенным”, так помогает в жизни! Это ведь здорово, стремиться к совершенству. Если не стремиться к совершенству, то человек вообще ничего делать не будет, в угоду сиюминутным удовольствиям”.

Я получила очередную порцию комментариев о пользе драйвера. И подумала, что мы давно не говорили про сценарные процессы.

Сценарный процесс – это способ, которым человек проживает свою жизнь.

Сценарный процесс напрямую связан с драйверами и драйверным поведением – так же как конкретные движения рук или ног танцора связаны с танцем, который из этого всего получается.

Драйвер “будь совершенным” напрямую связан с такими типами сценарного процесса:

  • “Не могу веселиться, радоваться, испытывать удовольствие пока не закончу свою работу” – это сценарный процесс “пока не”. Сначала переберешь два мешка пшена и гречки, а потом отправишься на бал (но это не точно)
  • “Достигаю цели и сразу же (не давая себе передышки и праздника) начинаю движение к следующей еще более масштабной цели” – это сценарный процесс “почти” второго типа. Жизнь как постоянный без передышки подъем на новые и новые вершины

или даже:

  • “Я достиг всех намеченных целей, но теперь я не знаю, что делать дальше” – это сценарный процесс “с открытым концом”. Вроде было “обещано” счастье после достижения значимой и большой цели. Но вместо счастья только пустота и депрессивное состояние.

Подробнее про сценарные процессы я рассказывала очень давно в эфире про шесть типов жизненных сценариев.

А Вам знакомы подобные ощущения, как в перечисленных пунктах? Если есть вопросы или отклики, напишите в комментариях

.

Вы когда-нибудь хотели стать лучшей версией себя? Что думаете про этот драйвер?

__

Вероника Крайнова
Клинический психолог, транзактный аналитик

Комментарии